ЛУВР

ЛУВР – памятник архитектуры в Париже и богатейший музей, не знающий себе равных по разнообразию и полноте собраний, их художественной и исторической ценности. В 1793 г. декретом Французской республики он был объявлен общедоступным музеем, а его коллекции стали национальным достоянием. Они занимают большой комплекс зданий, строительство которых осуществлялось в течение восьми веков. Первоначально Лувр – это королевский дворец, построенный на месте замка. Начало было положено королём Филиппом II Августом (1180–1223 гг.), по приказу которого была построена крепость, защищавшая подступы к острову Ситэ, где тогда находился центр Парижа. За цитаделью закрепилось название Лувр, возможно, потому, что в этой местности издавна водилось много волков, и её называли «волчье место» – Лувения (но есть и другие версии происхождения наименования замка). Король Карл V Мудрый (1364–1380 гг.) сделал Лувр своей резиденцией, в связи с чем архитектору Р. дю Тамплю было поручено переделать и расширить замок. При Франциске I Валуа (1515–1547 гг.), с 1527 г., начала осуществляться радикальная перестройка здания внутри и снаружи. Средневековые башни были снесены, и замок приобрёл вид ренессансного дворца. Главные работы были осуществлены по проекту и под руководством П. Ляско. В 1563 г. Екатерина Медичи, вдова Генриха II Валуа (1547–1559 гг.), поручила Филиппу Делорму возведение нового дворца, который стал называться Тюильри, т.к. находился на месте бывшего черепичного завода (в 1871 г. дворец Тюильри сгорел и больше не восстанавливался). При Генрихе IV Бурбоне (1589–1610 гг.) был составлен генеральный план, в результате осуществления которого общая площадь Лувра увеличилась в четыре раза. Между Лувром и Тюильри в 1608 г. вдоль берега Сены была возведена галерея (420 м), получившая название Большой галереи. Она стала основой будущего музея, т.к. предполагалось, что здесь будут размещаться королевские коллекции. Во второй половине XVII в. в Лувре были предприняты широкомасштабные работы, чтобы приблизить облик дворца к архитектуре барокко. Для этого в Париж из Рима был приглашён один из главных создателей этого стиля Лоренцо Бернини (1598–1680 гг.). Однако проект, предложенный им, сочли слишком помпезным, и работа была поручена французским архитекторам. Клод Перро (1613–1688 гг.), которому отдавали предпочтение во Франции, построил знаменитую восточную колоннаду в стиле классицизма, а Пьер Лево (1612–1670 гг.) создал ряд интерьеров, в том числе зал Августа, предназначенный для размещения королевских коллекций античных статуй, оружия и медалей. После пожара в 1661 г. П. Лево заново воссоздал галерею Аполлона, отделку и роспись которой осуществил Шарль Лебрён (1619–1690 гг.). По его рисункам были выполнены живописные панно для плафонов, облицовка стен, рельефы, даже замки и ручки – всё, вплоть до малейших деталей. С 1674 г. Людовик XIV Бурбон (1643–1715 гг.) решил сделать своей резиденцией Версаль, поэтому работы в Лувре были приостановлены, многие помещения так и остались недостроенными в течение длительного времени. Из-за того, что Лувр утратил значение королевской резиденции, его стали постепенно занимать различные учреждения: отводились помещения для мастерских художников и квартирантов (в Лувре жили мебельщик Буль, знаменитый декоратор Берен и скульптор Жирадон, разместивший здесь собственную коллекцию, в которой была даже египетская мумия). Идея достойно служить идеалам прогресса и (в связи с этим) превращения Лувра в общедоступный музей наук и искусств, была выдвинута французскими просветителями в середине XVIII в. Художник Гюбер Роббер (1733–1808 гг.) предложил проект перестройки Большой галереи для создания в ней верхнего освещения через застеклённый потолок (проект был осуществлён в начале XIX в.). В 1793 г. часть залов Лувра была преобразована, и музей был открыт для публики. Однако работы в нём продолжались. Особенно грандиозный размах они приняли при Наполеоне Бонапарте (1804–1815 гг.). Крупнейшие архитекторы этой эпохи Шарль Персье (1764–1838 гг.) и Пьер Фонтен (1762–1853 гг.) значительно расширили площадь Лувра за счёт новых пристроек. Была возведена ещё одна галерея, параллельная Большой галерее.

 



 
PR-CY.ru