ЛЕВАНДА Иоанн Васильевич

ЛЕВАНДА Иоанн Васильевич (1734–1814 гг.?) – известный проповедник. Образование получил в Киевской духовной академии; был протоиереем Киево-Софийского собора. Своими проповедями И.В. Леванда обратил на себя внимание ещё в академии; затем его слава как проповедника всё возрастала, и ни один торжественный случай не обходился без речи И.В. Леванды. Все слышавшие И.В. Леванду восторженно отзывались о его замечательном ораторском таланте. Его проповеди, из которых сначала напечатано было только две–три, расходились в массе списков; такие рукописные сборники были даже у императора Александра I и князя Александра Николаевича Голицына. В настоящее время исследователям известно больше двухсот проповедей И.В. Леванды, но произнесено их было, как полагают исследователи, вдвое больше. Перечитывая их теперь, исследователям трудно понять, почему они доставили автору такую громкую известность. Исследователи отмечают, что написаны они довольно оригинальным, изящным языком, изобилуют эффектными риторическими местами, но по содержанию не представляют собой ничего особенного. Вопросов общественной жизни И.В. Леванда в своих проповедях никогда не касался. Разнохарактерные царствования Екатерины II, Павла I и Александра I отразились в проповедях И.В. Леванды в самых бледных и неясных чертах. Исследователи не видят также в его произведениях и глубокой богословской учёности. Исследователи полагают, что причиной успеха проповедей И.В. Леванды было искреннее воодушевление, с которым он их произносил. Первое время, по примеру польских кознодеев, И.В. Леванда любил пестрить свою проповедь анекдотами, рассказами о зверях, птицах и т.д., но позже начал облекать свои собеседования в лёгкую, живую, чисто русскую форму. Почитатели и почитательницы И.В. Леванды часто делились с ним радостью и горем. Многочисленные письма И.В. Леванды, написанные в ответ на жалобы и запросы, дышат добродушием, теплотой. Чуждый какого бы то ни было аскетизма, И.В. Леванда учил не столько порывать связи с миром, сколько мириться с его несовершенствами, терпеливо переносить всякие невзгоды, «жить, как набежит», потому что «света для нас в новые формы не перельют».

 
PR-CY.ru