ЛАЙТФУТ Джозеф Барбер

ЛАЙТФУТ Джозеф Барбер (1828–1889 гг.) – выдающийся англиканский богослов, священник, профессор Кембриджского университетва, епископ Даремский. Известен своими комментариями на Послания апостола Павла к Галатам, Филиппийцам, Колоссянам и Филимону. В 1851 г. окончил Тринити-колледж (колледж Святой Троицы) в Кембридже, где изучал историю и математику. В 1854 г. стал диаконом, в 1858 г. – священником Церкви Англии. В 1861 г. получил должность профессора в Тринити-колледже (Кембридж) (первая ступень – Huslean Professor of Divinity), в 1875 г. – профессора богословия «леди Маргарет» (старейшая именная профессура в Кембриджском университете). В 1871–1879 гг. – каноник собора святого Павла в Лондоне, с 1879 г. и до кончины – епископ Даремский. В 1870–1880 гг. входил в состав группы переводчиков, подготовивших «пересмотренное» издание английской Библии. Джозеф Лайтфут – автор многих работ по новозаветной библеистике, в которых опровергал основные предпосылки и результаты библейской критики немецкой новой тюбингенской школы. Его перу принадлежат историко-критические комментарии на Послания апостола Павла к Галатам, Филиппийцам, Колоссянам и Филимону. В их основу легло подготовленное «кембриджской тройкой» (Джозеф Барбер Лайтфут, Брук Фосс Уэсткотт и Фэнтон Джон Энтони Хорт) критическое издание греческого Нового Завета. Эти работы в историографии рассматриваются как свидетельствующие о начале нового этапа английской богословской науки, для которого характерно введение в библеистику историко-критического метода. Экскурсы, включённые в комментарии и представляющие собой отдельные исследования (например, об апостоле Павле и о трёх иудеохристианских апостолах – Петре, Иакове и Иоанне), посвящены важнейшим вопросам происхождения христианства в дискуссии с Фердинандом Христианом Бауром и Давидом Фридрихом Штраусом, относившими новозаветные писания ко II в. н.э. В приложенных к комментариям экскурсах Джозеф Лайтфут делает заключение, что история первоначального христианства вовсе не определялась борьбой двух «партий» (иудеохристианской и христиан из язычников) в той степени, в какой полагал Ф.Х. Баур. Джозеф Лайтфут рассматривает книгу «Деяния святых апостолов» как содержащую вполне исторические (а не поздние недостоверные, представляющие собой гармонизацию конфликтующих традиций о Петре и о Павле, как считал Ф.Х. Баур) традиции, которые не противоречат «Посланиям апостола Павла».

 



 
PR-CY.ru