ЛАРГВИСИ

ЛАРГВИСИ – мужской монастырь во имя великомученика Феодора Тирона (VI–XVIII вв.) Никозско-Цхинвальской епархии Грузинской православной церкви. В настоящее время резиденция правящего архиерея. Расположен в одноимённом селении у слияния рек Ксани и Чурта, в 20 км к северу от города Ахалгори, в исторической провинции Грузии Шида-Картли. По сведению хроники «Памятник эриставов» (1405–1410 г.), кафоликон Ларгвиси был построен в VI в. и вскоре превратился в религиозный и административный центр Цхрадзмисхеви, области в верхнем течении реки Ксани. Во главе Ларгвиси стоял мамасахлиси (груз. – «отец дома»), представитель царской власти и, как полагают исследователи, настоятель Ларгвиси. Ему подчинялись сакдрисшвилни (груз. – «дети храма»), члены привилегированного сословия местной общины, связанные с хозяйством Ларгвиси, вассалы храма. В монастыре были устроены усыпальницы аристократов, их владения находились поблизости от церкви. В VI в. в Ларгвиси поселился Ростом Бибилури, родоначальник ксанских эриставов (один из крупнейших феодальных домов Грузии). За военное предводительство Цхрадзмисхеви Ростом Бибилури получил усыпальницу в Ларгвиси «на правой стороне алтаря перед святым престолом… и дом для пребывания [своего] среди сакдрисшвилни, а в Цхрадзма – вотчину, бывшую во владении цихистава (правителя крепости)», а также резиденцию в Квенипневи, в 3 км к югу от Ларгвиси. Согласно правовым нормам того времени, «чьей могиле подобает наивысшая почесть, тому и принадлежит по праву церковь» и «весь её приход». Ростом Бибилури стал владетелем Цхрадзмисхеви, «построил город в Ларгвиси, завершил [постройку] церкви и украсил [её] всем [необходимым]» («Памятник эриставов». 1954 г.). Ростом Бибилури и его потомки именовались Квенипневели или Квенипневели-Ларгвели. Вскоре эти родовые имена стали личными именами рода Квенипневели. В конце XIII в. Цхрадзмисхеви выделилось в самостоятельное эриставство. Цхрадзмисхевские (ксанские) эриставы особо пеклись о фамильной усыпальнице в Ларгвиси: Ширд, супруга эристава Шалвы (I) (1290–1318 гг.), «увеличила достоинство монастыря этого», пожертвовала золотую и серебряную утварь, оправила иконы, добавила к иконе Пресвятой Богородицы частицы святых мощей и «всякие украшения»; их сын эристав Ларгвели (II) (1318–1320 гг.) украсил большую икону великомученика Феодора, также «создал» икону Спасителя «в свой рост и оправил её»; эристав Виршел (II) (1320–1335 гг.) преподнёс Ларгвиси «превосходный» Синаксарь. Ксанские эриставы активно участвовали в строительной деятельности и организации хозяйственной жизни Ларгвиси. В XIV в. река Ксани дважды выходила из берегов, смыв ограду монастыря, «колокольни, большие и прекрасные», подмыла основание кафоликона. Эристав Квенипневели (I) (1344–1373 гг.) заново отстроил ограду и колокольню и «всеми украшениями украсил церковь. И собрал священников и монахов и почитал их больше, [чем] все первые и последующие эриставы». Также он выстроил маслобойню, установил 17 агап (поминальных дней – как полагают исследователи, членов своего рода) и пожертвовал девять виноградников, а также крестьян «на услужение церкви». Его брат и преемник эристав Иоанн (I) (1373–1390 гг.) построил за три года «верхнюю церковь», пристроил притвор и колокольню, украсил стены церкви росписью. Сын Иоанна эристав Виршел (III) (1390–1422 гг.) «построил из камня на извести церковь святого Николая». Местные феодалы щедро жертвовали поместья вместе с крестьянами.

 



 
PR-CY.ru