ЛАВРЕНТИЙ

ЛАВРЕНТИЙ – болгарский иеромонах, книжник-каллиграф, работавший в середине – второй половине XIV в. В 1348 г. «трудом же и болезнью Лаврентия, многогрешного таха священноинока» был создан для «благоверного и христолюбивого, превысокого и самодержавного царя болгар и греков Иоанна Александра на жизнь, во здравие и во утверждение царству его и детям его, и всякому христианину на пользу» сборник (Российская национальная библиотека), который уникален тем, что содержит старшие списки древнейших произведений славянской и болгарской книжности: «Написания о правой вере», которое Лаврентий приписывает «учителю о Бозе славянскому языку» равноапостольному Кириллу (Константину Философу), «Сказания о письменах» Черноризца Храбра, «Церковного сказания» Преславского епископа Константина и др. Также Лаврентию атрибутируют ещё четырёх рукописей: первые 190 листов «Лествицы» с дополнениями (Российская национальная библиотека); «Повесть о Варлааме и Иоасафе» (Кишинев. Государственный архив Молдовы. Фонд Ново-Нямецкого монастыря); Четвероевангелие; «Слово Ефрема Сирина о Преображении» (листы приплетены к рукописи XVI в.). По мнению Анатолия Аркадьевича Турилова, Лаврентий переписал пергаменную Минею праздничную (сохранился лишь снимок страницы), «Триодь Постную» и «Маргарит» (Российская национальная библиотека), а «Сводный патерик» исследователи считают трудом не Лаврентия, а другого книжника. Из-за посвящения сборника 1348 г. болгарскому царю Иоанну Александру (1331–1371 гг.) исследователи часто считают Лаврентия главным деятелем царского скриптория в Тырнове. Но наличие нескольких рукописей Лаврентия в библиотеках святогорских монастырей (афонское происхождение исследователи предполагают и в отношении рукописи из Молдовы), скорее, указывает на связь книжника со Святой Горой. Судя по содержанию, украшениям книг и водяным знакам бумаги, на которой написано большинство книг Лаврентия, его деятельность вписывается в своеобразную «культурную ось» между Тырновом и Афоном, по которой в XIII–XIV вв. шёл обмен книжной и художественной продукцией, а также в культурный контекст исихазма, широко распространённого в православном монашестве на Балканах во второй половине XIV в.

 
PR-CY.ru