ЛАВРЕНТИЙ, Баранович Лукиан Павлович

ЛАВРЕНТИЙ, Баранович Лукиан Павлович (ум. в 1796 г.) – епископ Вятский и Великопермский. Родился в семье священника села Покровского Путивльского уезда. После окончания курса в Киево-Могилянской академии принял монашеский постриг, с 1 сентября 1758 г. был учителем, затем профессором и вице-ректором Новгородской духовной семинарии. 25 января 1762 г. назначен ректором семинарии. С 10 сентября 1761 г. – настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в сане архимандрита, с 16 июля 1767 г. – настоятель Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня монастыря. 20 июня 1774 г. Лаврентий был назначен, 4 августа наречён, а 6 августа того же года хиротонисан во епископа Вятского и Великопермского. Особое внимание уделял духовному образованию. Предшественник Лаврентия на Вятской кафедре архиепископ Варфоломей (Любарский) ввёл в Вятской семинарии курс богословия и философии (обучались по популярным учебникам Фридриха Христиана Баумейстера); читал курс префект семинарии и учитель риторики Пётр Любарский. По мнению вятского историка протоиерея Герасима Никитникова, «это преподавание было ещё частное и зависело от усердия наставника». В 1775 г. Лаврентий благословил открыть философский класс, первым учителем которого стал префект семинарии Антон Попов, а пиитический и риторический классы объединил в один. В 1779 г. Лаврентий ввёл в семинарии публичные философские и богословские диспуты, которые ежегодно проводились в июле перед каникулами, а в 1780 г. ввёл преподавание греческого языка в риторическом классе. Воспитательная концепция императрицы Екатерины II («не только учить, но и воспитывать») требовала максимальной изоляции детей от семьи и передачи их в руки учителя. Воспитание осуществлялось по методу педагога Ивана Ивановича Бецкого, который стремился через закрытые воспитательные учреждения создать «новую породу людей» – образованных и трудолюбивых. Вятская духовная семинария, расположенная в стенах Трифонова вятского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, не могла соответствовать поставленным задачам. Территория монастыря была крайне мала для размещения учебных корпусов и комнат семинарского пансиона, а нахождение обители в городе не способствовало воспитанию студентов. Лаврентий решил построить для семинарии при загородном Филимоновском доме два каменных флигеля, в которых могли бы проживать по примеру других академий как наставники, так и ученики. В 1789 г. проект ансамбля Вятской духовной семинарии составил первый вятский губернский архитектор Филимон Меркурьевич Росляков. В 1795 г., на период переезда на новое место, в семинарии обучались свыше 700 человек. Комплекс зданий семинарии – крупнейший архитектурный ансамбль гражданских зданий конца XVIII – начала XIX вв. Центром композиции является двухэтажный архиерейский дом. Два одноэтажных корпуса фланкируют его, несколько выступая вперёд, и образуют в комплексе с домом парадный двор, обращённый к главному въезду. Большое внимание Лаврентий уделил восстановлению кафедрального собора. При его строительстве своды холодного храма были устроены очень низко, поэтому церковь казалась слишком тёмной.

 



 
PR-CY.ru