ЛЕВИЦКИЕ

ЛЕВИЦКИЕ – Григорий Кириллович и Дмитрий Григорьевич, отец и сын, художники.

Григорий Кириллович (Нос) (1697–1769 гг.) – священник, гравёр, выдающийся мастер гравюры стиля барокко. Работал преимущественно в технике резцовой гравюры на меди, выполнял как книжные, так и станковые гравюры. Род Григория Кирилловича происходил из Правобережной Украины. Его пращур Василий Нос, переселившись на Полтавщину, в 1680 г. получил приход Михайловской церкви в селе Маячка. Приход перешёл по наследству Василию Носу – младшему, его сыну Степану (священствовал между 1691 и 1704 гг.), поочерёдно трём его сыновьям, в том числе Кириллу Степановичу Носу – отцу Григория Кирилловича. Документальные сведения о Григории Кирилловиче скудные. Исследователям известна жалоба Пелагеи Мироновны, вдовы его дяди Алексея Носа, которая сообщала, что племянник, занявший освободившееся после смерти её мужа место и отказывавший ей и сыну Николаю в пропитании, причитающемся им от приходского дохода, оставил родное село вскоре после Полтавской битвы (после 1709 г.) «в малых летах» и вернулся «из немецких земель» спустя 20 лет, т.е. в конце 1730 гг. На этом основании дата рождения Григория Кирилловича была отнесена на конец 1690 гг. (скорее всего, 1697 г.). Однако запись в исповедной книге Михайловской церкви села Маячка от 1724 г. указывает, что 16-летний Григорий Кириллович в этом году находился в Маячке среди других членов семьи отца; таким образом, он мог родиться около 1708 г. Исследователи полагают, что Григорий Кириллович сначала обучался в Киево-Могилянской академии (документальные свидетельства не сохранились), после чего уехал в Силезию, где учился искусству гравирования во Вроцлаве. Наиболее ранние из сохранившихся работ Григория Кирилловича конца 1720 гг. относятся к вроцлавскому периоду (в Национальном музее во Вроцлаве и в библиотечных собраниях Польши). Воспроизведения художественных и исторических памятников Вроцлава (тимпана собора Девы Марии на Песчаном острове (Выспа-Пясек), надгробий силезских князей), портрет Адама Квазиуса, гравюры «Святой Доминик» и «Осуждение Христа на смерть» и другие имеют подпись: «Grzegorz Lewicki». Как было установлено польскими исследователями, это одно лицо с Григорием Кирилловичем. Листы Гжегожа Левицки стилистически близки к работам круга мастеров известной вроцлавской мастерской гравёра Бартоломея Стаховского. Последними гравюрами вроцлавского периода, выполненными в 1732 г., являются экспрессивные книжные иллюстрации «Распятие с предстоящими» и «Души в чистилище». Творчество Григория Кирилловича вроцлавского периода заняло видное место в истории польского искусства XVIII в. Около 1735 г. Григорий Кириллович вернулся в Киев. Самой ранней киевской работой является гравированная рамка 1735 г. для вставки объявлений о театрализованных академических диспутах. Пышную рамку в стилистике барокко исследователи считают одним из первых образцов афиши на восточнославянских землях. С Киево-Могилянской академией связаны выполненные Григорием Кирилловичем две рамки для вписывания заголовков к рукописным академическим курсам. Около 1741 г. Григорий Кириллович был рукоположён во священника и получил в наследство приход в селе Маячка.

 



 
PR-CY.ru