ЛЕВ

ЛЕВ (XI в.) – митрополит Халкидонский (до 21 марта 1082 г. – начало 1086 г., конец 1094/начало 1095 –?), богослов, противник императора Алексея I Комнина (1081–1118 гг.). Основной источник сведений о жизни и об учении Льва – рукопись Великой Лавры на Афоне, которая была описана в 1886–1887 гг. монахом Александром (Лавриотом) под №139 и датирована XIII в. В ней содержится подборка разнородных по жанру кратких текстов, касающихся фигуры Льва. В 1900 г. монах Александр (Лавриот) частично опубликовал её, однако затем она была утрачена и не была доступна исследователям больше ста лет. В 2003 г. Э. Ламберц совместно с библиотекарем Великой Лавры Никодимом обнаружил кодекс и датировал его концом XI в. Однако полноценного описания рукописи (ей был присвоен №196) не существует. Несмотря на то, что это собрание содержит в том числе сочинения оппонентов Льва (они остались неизданными), компиляция предположительно принадлежит одному из его сторонников. Первая часть сборника содержит речи Антиохийского патриарха Иоанна V (IV) Оксита, обращённые к Алексею I Комнину в феврале-марте 1091 г. Вторая часть сборника содержит переписку Льва с его единомышленниками и противниками. Она открывается посланием Льва к императору с критикой его политики конфискации церковной утвари. Затем следуют два письма Льва из ссылки, одно из которых надписано «протовестиариссе Анне», однако в действительности было адресовано тёще императора Марии Болгарской, а другое – патриарху Николаю III Грамматику. Венанс Грюмель полагал, что патриарх не мог быть истинным адресатом послания, однако его аргументация была отвергнута. Завершают собрание три послания богословского содержания: Евхаитского митрополита Василия севастократору Исааку Комнину, Николая Адрианопольского – Льву и Льва – Николаю. Дата поставления Льва митрополитом Халкидонским исследователям неизвестна, впервые он упоминается в материалах суда над философом Иоанном Италом от 21 марта 1082 г. Поводом для столкновения Льва с императором и патриархатом стало решение Алексея I Комнина, за которым стоял его брат севастократор Исаак, переплавлять драгоценную церковную утварь (в том числе со священными изображениями) в монеты и использовать их для выплаты жалованья наёмникам, необходимым для борьбы с Робертом Гвискаром. Исаак выступил с этой идеей в начале 1082 г.; была начата конфискация церковного имущества, вызвавшая недовольство значительной части общества, идейным лидером которой стал Лев. В послании к Алексею он описывал поношение, которое терпят церкви и монастыри, сравнивая это преступление с поступком иудеев, распявших Спасителя. Лев подчёркивал, что не удовлетворится обещанием императора больше не прибегать к подобным мерам, данным Алексеем I Комниным в хрисовуле от августа 1082 г. По словам Льва, было необходимо не только вернуть церкви конфискованное, но и низложить патриарха Евстратия Гариду. Исследователи предлагают разные датировки этого послания: лето 1082 г., декабрь 1082 г. – 1083 г., вторая половина 1083 г.

 



 
PR-CY.ru