ЛАЗАРЬ, Мурманский - Страница 5

О почитании Лазаря старообрядцами Севера свидетельствуют как наличие поморских списков повести о Муромском монастыре, так и включение его имени в «Слово воспоминательное о святых чудотворцах, в России воссиявших» Семёна Денисова (1730 гг.; см. Денисовы). Согласно справке 1800 г., составленной в Новгородской консистории, мощи «издавна почитаемых» Лазаря и Афанасия покоились «поблизости церквей в часовнях под кивотами в земли». В конце XIX в. над Лазаревской церковью, чтобы сохранить её от разрушения, была возведена часовня, своеобразный «футляр», стоявшая над мощами Лазаря рака оказалась внутри неё. Здесь же хранились принадлежавшие, по преданию, Лазарю деревянные богослужебные сосуды (потир, дискос, два блюдца для проскомидии), крашенинная риза и резной подсвечник в виде треножника. 23 июня жители Вытегорского и Пудожского уездов ежегодно совершали торжественное шествие к деревянному «Лазареву кресту», стоявшему возле дороги под навесом, служили молебен, а на следующий день шли к Лазаревской церкви в священной роще. Паломничества в Муромский монастырь совершались и на Лазареву субботу. Лазарь стал ем прототипом одного из персонажей поэмы Фёдора. Николаевича Глинка «Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой» (1830 г.) – монаха, переселившегося из Греции в Россию. В 1866 г. по благословению Олонецкого архиепископа Аркадия (Фёдорова) было установлено ежегодное соборное празднование 2 октября памяти Обонежских преподобных, в их числе и Лазаря. В «Верный месяцеслов» Лазарь включён как местночтимый святой под 8 марта. В начале XXI в. по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря (Швеца) в Крыму, в урочище Бакла Бахчисарайского района, был основан монастырь (2013 г.), а в Симферополе возведён храм во имя Лазаря (2004 г.). Изображение Лазаря представлено на иконе «Преподобные Лазарь и Афанасий Муромские чудотворцы» (Музей истории искусств Республики Карелия). Икона происходит из часовни-«футляра» над деревянной церковью Воскрешения праведного Лазаря из монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы на острове Мурма (Мучь) Онежского озера (по преданию, церковь была построена Лазарем в конце XIV в.; икона перемещена в Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»; часовня-«футляр» (1886 г.) сохранилась в монастыре). Икону исследователи датируют первой половиной XIX в., лик Лазаря под записью второй половины XIX в. Святые изображены в рост в молении (руки подняты до уровня груди) Спасителю (в сегменте неба). Лазарь – с длинной тёмной бородой, на нём ряса охристого цвета, коричневая мантия с золотопробельным письмом, голубая схима, на голове куколь. Над головой надпись: «Св. пр(д). Лазарь Муром: чудо(о).». Образ Лазаря включён в иконографию Собора Карельских святых, например, на иконах «Образ преподобных отцов, в посте просиявших во стране Корельской» (1876 г., город Куопио, Финляндия) – Лазарь изображён с небольшой окладистой бородой, лик широких пропорций, голова не покрыта; «Собор Карельских святых» (конце ХХ – начало ХХI вв., собор князя Александра Невского в Петрозаводске) – с длинной бородой, ряса жёлтая, куколь на плечах, в руках держит красный крест и свёрнутый свиток.



 
PR-CY.ru