ЛАЗАРЬ, Мурманский - Страница 4

О приближающейся кончине Лазарю сообщил Василий Калика, явившийся ему в видении. Перед смертью Лазарь обратился к братии с наставлением, назначил преемником Феодосия и завещал похоронить себя возле Лазаревской церкви, рядом со своим духовным отцом. Дальше повествование продолжается от лица Феодосия. Он рассказывает о погребении Лазаря и сообщает об обстоятельствах, при которых он «предал писанию» предсмертную исповедь (автобиографию) учителя. Заключительная часть «Повести» посвящена истории обретения и погребения на острове Мурма тела египетского митрополита Макария (эта часть вновь излагается от лица Лазаря). По повелению ангела Лазарь долгие годы искал тело святителя, но нашёл его только после явления Пресвятой Богородицы и окончательного забвения «всех страстей плотских». Тело митрополита Макария находилось в гробу в пещере на берегу озера больше 300 лет и охранялось ангелом. Лазарь вместе с ангелом похоронил митрополита Макария, причём святитель, «яко жив», благословил Лазаря своей рукой и принял участие в церемонии своего захоронения. О митрополите Макарии сообщаются в тексте анахронистические данные: «остави епископию… в лето 6532 (1024)», жил в годы правления Новгородского епископа (впоследствии архиепископа) святого Нифонта (1131–1156 гг.), а «преставися в лето 6552 (1044)». Описание внешности митрополита Макария («велик возрастом, брада до колену, лице и персты долги, власы русы с сединою») соответствует иконописному облику преподобного Макария  Великого. Дата смерти и возраст Лазаря указаны только в Краткой редакции, однако они также совершенно анахронистичны: святой умер в «6699 (1191) месеца марта в 8 день», прожив 105 лет. Епископ Амвросий (Орнатский; или другой вероятный автор «Истории российской иерархии» – митрополит Евгений (Болховитинов) предложил исправить это чтение на 6899 (1391) г. Эта дата является сейчас общепринятой, хотя в источниках она отсутствует. Согласно первой Пространной редакции, Лазарь прожил в пустыни «неисходно» 42 года, а в полном одиночестве – 80 лет. Почитание Лазаря прослеживается с XVII в.: этим временем датируются наиболее ранние списки «Повести», где он именуется святым. В первой Пространной редакции Лазарь назван «великим иноком», «первым учителем» «всей Поморской стране». Вместе с тем «Повесть» не является в строгом смысле Житием святого, отсутствуют в ней и посмертные чудеса. В Краткой редакции по Лазарю предписано петь панихиды и служить заупокойные литургии. Имя Лазаря исследователи не встречают ни в царской грамоте монастырю 1650 г., ни в описях 1583, 1628–1629 и 1645 гг., ни во владельческих записях в рукописях из Муромского монастыря XV–XVII вв. В некоторых источниках (в частности, в грамоте 1650 г.) упоминается один «преподобный чудотворец Афанасий Муромский» (ср. с заглавием Первой и Второй Пространных редакций). Как полагал Андрей Петрович Воронов, древний культ Лазаря был постепенно вытеснен почитанием Афанасия Муромского. Косвенным свидетельством почитания Лазаря в XV в. исследователи называют уникальное на Севере посвящение церкви праведному Лазарю в Муромском монастыре (по данным дендрохронологии, она датируется 1460 гг.), но не исключено, что легенда о Лазаре появилась в результате персонификации этого посвящения. В XIX–XX вв. в святой «двоице» (Лазарь и Афанасий) Лазарю принадлежала роль учителя, а Афанасию – ученика. В списках XVIII в. «Книги, глаголемой описание о российских святых» Лазаря и Афанасия Муромских могли отождествлять с Елеазаром и Назарием Муромскими: «Елеазар и Назарий, игумены Муромского монастыря… а инде их имяны Афонасии и Лазарь». Имена Лазарь, Елеазар и Назарий (последние тоже «родом римлене») являются, как полагают исследователи, вариантами одного имени, появившимися в результате писцовых ошибок.

 



 
PR-CY.ru