ЛАЗАРЬ, Мурманский - Страница 3

Но Василий Калика и Кесарийский епископ Василий, тоже уже умерший, по очереди явились Лазарю в видении и повелели ему отправиться на «велие езеро» (Онежское), чтобы основать на острове Мурма монастырь и предать там погребению тело египетского митрополита Макария. Новгородский посадник Иван Захарьевич (среди занимавших эту должность посадник с таким именем исследователям неизвестен; наиболее близкий по форме имени и времени жизни Иван Захарьинич Овин был посадником гораздо позднее, в 1475 г.), которому принадлежала эта земля, первоначально не захотел отдать её для строительства монастыря, но после видения ему Василия Калики согласился. Тем не менее, Лазарю пришлось заплатить сотню гривен, поскольку родители посадника не хотели уступить землю бесплатно. Получив благословение Моисея, Лазарь вместе со слугами посадника Ивана, поехавшими в Поморье за данью, отправился на остров Мурма на восточном берегу Онежского озера (ныне посёлок Красноборский Пудожского района Карелии); поставил на острове крест, «малую хижину» и небольшую часовню. Далее в «Повести» рассказывается о столкновениях Лазаря с местными язычниками – «лопянами, чюдью и страшивыми сыроядцами» (финно-угорскими племенами). Язычники неоднократно избивали Лазаря, изгоняли его с острова и поджигали его хижину, святой скрывался от них в отходной пещере на горе Тетеривица. По житийному рассказу, во время пожара из хижины Лазаря вышла икона Пресвятой Богородицы, которой его благословил старец Афанасий. На том месте, где явилась спасённая икона, Пресвятая Богородица повелела Лазарю построить церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы Печерской. Строительству церкви во имя друга Божия Лазаря также предшествовали чудеса: Лазарю было видение, как Пресвятая Богородица, Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов измеряли «вервию» место для неё, а посвящение церкви было начертано на кресте, перед которым молился Лазарь, «ангеловою рукою». Лазаревская церковь, согласно «Повести», предназначалась для погребения возле неё умерших братьев будущего монастыря и странников. После исцеления Лазарем слепого сына старейшины лопарей язычники перестали досаждать святому, многие из них приняли крещение, другие были изгнаны из этих мест ангелами. Исцелённый сын лопаря стал учеником Лазаря, в крещении получил имя Анания, а в иночестве – Афанасий (исследователи полагают, что именно он и является преподобным Афанасием Муромским, почитаемым вместе с Лазарем). Крестились также все родственники Афанасия, в их числе и отец (в иночестве – Сергий). Так постепенно из местных жителей стала формироваться братия Муромского монастыря. Из Киево-Печерской обители к Лазарю пришли иноки Евфросин и Иона, а со Святой Горы Афон – инок Феодосий, который и дал монастырю название Муромский. Духовным отцом Лазаря «Повесть» называет иеромонаха Иоасафа, но никаких сведений о нём не сообщает. В число современников Лазаря, живших в его обители, архимандрит Никодим (Кононов) включает и пришельцев из Царьграда Елеазара, Назария и Евмения, якобы основавших позднее Иоанно-Предтеченский монастырь в Олонецком уезде. Братия построила Лазаревскую, затем Успенскую церкви, а также кельи. В Великий Новгород за антиминсами для освящения церквей Лазарь отправил Афанасия, поскольку сам уже был старым. Согласно Краткой редакции, Лазарь ездил в Новгород, где получил антиминсы от Моисея, а также встречался с сыном умершего к тому времени Ивана Захарьевича Федором, который передал ему дарственную грамоту своего отца на остров и вернул сотню гривен. Вскоре Успенская церковь сгорела, и на её месте братия возвела новый храм.

 



 
PR-CY.ru