ЛАЗАРЬ, Мурманский - Страница 2

Поскольку именно в Краткую редакцию была впервые включена грамота новгородского посадника Ивана Захарьевича (Фомина), данная Лазарю на владение островом Мурма (Мучь) и прилегающими землями, создание этой редакции могло быть связано с земельной политикой Муромского монастыря. Эта проблема становится актуальной для обители с 1539 г., когда Муромский монастырь проиграл земельную тяжбу Корнилиеву Палеосровскому в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужскому монастырю. Грамота Ивана Захарьевича датирована в Краткой редакции 1182 г., что исследователи считают анахронизмом, не соответствующему основному историческому фону повести. Согласно выводам Сигизмунда Натановича Валка, содержание этой грамоты не соответствует нормам древнерусского частного права и является подделкой второй половины XVII в. По Александру Евгеньевичу Мусину, грамота представляет собой не фальсификат, а подлинный акт 1450 гг. «Повесть» о Лазаре была использована в XVIII в. в Выговском старообрядческом общежительстве при составлении объёмной компиляции «Взыскания нужднейшия и к ведению всякому рачителю книжному весьма предлежащая: от Святых Писаний Ветхаго же и Новаго Завета и от святых благоглаголивых отец и из церковных чиноправлений и обрядов засвидетельствуемая, которая зде чиновно предлагаются и главизнам определяются» (Российская государственная библиотека; указаны дата составления этого сочинения – 1742 г. и автор – Мануил Петров; Исторический музей). Сочинение состоит из 12 «взысканий», которые делятся на главы. Во второй главе седьмого «взыскания» автор приводит из древнерусских Житий примеры исцелений «царей ордынских [или татарских] махометанскаго гнуснаго суеверия» по молитвам русских святых. В число этих чудес включена и выписка из Краткой редакции повести об исцелении Лазарем слепого сына старейшины лопарей. Согласно житийной традиции, Лазарь родился и вырос в «славном Риме граде», в молодом возрасте был пострижен в Высокогорском монастыре «римской митрополии» (на самом деле в константинопольском) игуменом Афанасием Деспотом (Дискетом). По поручению Константинопольского патриарха Филофея Коккина (1353–1354; 1364–1376 гг.) Лазарь вместе с епископом Евмением отправился в Великий Новгород к архиепископу Василию Калике (1330–1352 гг.) вручить ему белый клобук и послание (ср. с «Повестью о новгородском белом клобуке», возникшей в конце XV в., что говорит о малой вероятности составления Жития до этого времени). После возвращения в Константинополь Лазарь и Евмений рассказали патриарху Филофею о «величествии» Новгорода и передали ему «подобие» (портрет) Василия Калики. Из повествования исследователи сделали вывод, что этот портрет написал Лазарь, поскольку он был изографом. Через некоторое время Лазарь снова отправился в Новгород по поручению своего «духовного настоятеля» Кесарийского епископа Василия (в конце Повести он назван Царьградским епископом), чтобы «изготовить список» с новгородской иконы Софии Премудрости Божьей и написать «изображения» новгородских храмов и монастырей. Выполнив эту работу, Лазарь отправил с купцами свои произведения в Кесарию, а сам остался жить в Новгороде. Рядом с архиепископом Василием Лазарь провёл четыре года (в Краткой редакции – девять лет), до самой кончины Новгородского владыки. В «Повести» приводится рассказ о смерти и погребении Василия Калики, честные останки которого Лазарь «опрятал» своими руками. Лазарь пользовался покровительством следующего архиепископа, Моисея (1352–1360 гг.), и некоторое время жил в новгородском Деревяницком в честь Воскресения Христова монастыре, помышляя о возвращении на родину.

 



 
PR-CY.ru