ЛАЗАРЬ, Мурманский

ЛАЗАРЬ, Мурманский, Муромский, Олонецкий (ум. в 1391 г.) – основатель Муромского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, преподобный (память 8 марта, 21 мая – в Соборе Карельских святых, в третью Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых). Основным источником сведений о Лазаре служит агиографическая «Повесть», в которой использована редкая для древнерусской агиографии форма автобиографического повествования: в основной части текста рассказ ведётся от лица самого Лазаря, в заключительной – от имени его ученика Феодосия. Повесть сегодня известна исследователям в трёх редакциях: Первой Пространной, Второй Пространной и Краткой (начинается во всех редакциях: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа и Святыя единосущныя и нераздельныя Троицы. Се аз многогрешный священноинок Лазарь…»). Первая Пространная редакция известна исследователям в списке XVII в. Исторического музея (заглавие: «Начало святыя обители Успения Пречистыя Богородицы да Рожества великаго во пророцех Предтеча Господня Иоанна и преподобнаго чюдотворца Афанасия еже есть близ понта окияна моря. Первие составися обитель преподобнаго священноиноком Лазарем римлянином. Списано иноком Феодосием того же монастыря игуменом Святыя горы. Духовная грамота священноинока игумена Муромскаго монастыря Лазаря). Вторая Пространная редакция также известна исследователям в единственном списке XVII в. (Российская государственная библиотека; содержит лишь первую половину текста; заглавие: «Начало святыя обители Успения Пречистыя Богородицы и Рожества великаго во пророцех Предтеча Господня Иоанна и преподобнаго чюдотворца Афонасия еже есть близ понта окияна моря. Духовная грамота священноинока Лазаря. Списано священноиноком Феодосием того же монастыря игуменом»). Более широкое распространение в рукописях получила Краткая редакция, известная исследователям в 13 списках XVII–XIX вв.: Российская национальная библиотека; Российская государственная библиотека; Институт русской литературы (Пушкинский Дом); Библиотека Академии Наук и др. (заглавия: «Повесть о Муромском острове», «Повесть о Муромском монастыре, иже есть близ Онега-езера» и др.). Списки Краткой редакции входили также в старообрядческую (выговскую) рукописную традицию: Институт русской литературы (Пушкинский Дом); Исторический музей и др. Исследователям известны и более поздние переработки «Повести», вошедшие в Четьи Минеи Псковского епископа Гермогена (Добронравина) (Российская национальная библиотека, конец XIX в.), в «Олонецкий патерик» архимандрита Никодима (Кононова) и другие агиографические сочинения. По мнению Н.Н. Литвиновой (Барминской) и Татьяны Владимировны Крыловой, изучавших рукописную традицию «Повести», первоначальную основу произведения составила подлинная автобиография Лазаря, записанная в конце XIV в. им самим или его учеником Феодосием. На основе языковых данных самой ранней редакцией Т.В. Крылова считает Первую Пространную, которую относит к концу XV – началу XVI вв.: здесь более последовательно сохраняются языковые черты второго южнославянского влияния. Вторую Пространную редакцию, с более подробным рассказом о новгородском периоде в жизни Лазаря, исследовательница датирует серединой XVI в. Краткую редакцию Н.Н. Литвинова и Т.В. Крылова считают самой поздней (около середины XVII в.).

 



 
PR-CY.ru