ЛАЗАРЬ ГАЛИСИЙСКИЙ - Страница 5

На иконе XIV в., находящейся в нартексе кафоликона афонского монастыря Хиландар, Лазарь Галисийский изображён в виде стоящего бородатого старца и назван исповедником (подвиг столпничества не упомянут по той причине, как полагают исследователи, что у византийцев последующего времени не было ни достоверной информации о Лазаре Галисийском, ни посвящённой ему иконографической традиции. После смерти подвижника Галисий в византийских источниках упоминается мало. Духовный центр на Галисии возродился в период Никейской империи (1204–1261 гг.). В это время появляется ещё одна версия Жития Лазаря Галисийского, принадлежащая Акакию Савваиту, посетившему Галисий в начале XIII в. Настоятелем монастыря Лазаря Галисийского был будущий Константинопольский патриарх Иосиф I Галисиот (ум. в 1283 г.), духовник императора Михаила VIII Палеолога. Влияние Галисия сохраняется вплоть до разрушения монастыря турками в начале XIV в. В XIII в. возобновляется и широкое почитание Лазаря Галисийского. Было составлено новое Житие подвижника (Vita B); Константин Акрополит, византийский писатель и видный государственный деятель (1250/1255 – 1324 гг.), купил и посвятил Лазарю Галисийскому часовню при монастыре Воскресения в Константинополе. В Константинополь была перенесена честная глава подвижника (25 октября, год перенесения исследователям неизвестен). Русский паломник Зосима (посетил Константинополь в 1419–1422 гг.) сообщает, что видел мощи Лазаря Галисийского, которого он называет епископом Галисийским, в монастыре во имя праведного Лазаря близ монастыря Одигитрии. Согласно лицевым подлинникам, Лазаря Галисийского следует писать как преподобного. Строгановский подлинник (первая четверть XVII в.) предписывает изображать его седым, цвет одежд (мантия и схима) – «вохра», куколь на голове, волосы короткие, борода средняя, правая рука перед грудью, левая покрытая. Этой рекомендации соответствует изображение на ноябрьской иконе-минее (начало XVII в., Церковно-археологический кабинет Московской духовной академи), где в покровенной левой руке Лазаря Галисийского – свиток, который он придерживает правой рукой (подпись около головы: «Лазар»). В сводном иконописном подлиннике Сергея Тихоновича Большакова (XVI–XVII вв.), изданном под редакцией Александра Ивановича Успенского, сведения о внешности Лазаря Галисийского те же: его рекомендуется писать как преподобного: «...Сед, брада доле Богословли, испод вохра с белилом» (там же сообщается, что в «киевских печатных листах» (очевидно, гравюрах киевской печати) святой изображён молодым «аки Димитрий» (великомученик Димитрий Солунский), ризы Лазаря Галисийского цвета «лазорь»). В руководстве Виктора Доримедонтовича Фартусова приводится иной состав одежд: «...Власяница, короткая мантия, на голове куколь, в епитрахили, как пресвитер» (как полагают исследователи, за епитрахиль была принята схима); об особенностях внешности сказано, что у Лазаря Галисийского была длинная, по пояс, борода и худое от поста тело; также сообщались исторические сведения, что Лазарь Галисийский был старцем 72 лет, родом из Малой Азии, жил на столпе и скончался в 1053 г. В греческом руководстве для иконописцев – «Ерминии» иеромонаха-афонита Дионисия Фурноаграфиота (около 1730 – 1733 гг.) – сведения о Лазаре Галисийском под 7 ноября отсутствуют, хотя его образ исследователи встречают в древних росписях на Афоне, например на окне южной стены в лити кафоликона монастыря Хиландар (1318–1320 гг.; поновления начала XIX в., мастера монах Вениамин и иеромонах Захария (Галастиану)). На современных иконах и в росписях в стиле поствизантийской критской школы Лазаря Галисийского могут изображать как столпника в мантии, с цветным платом на голове, подобно преподобному Антонию Великому или преподобному Ефрему Сирину, или в куколе.



 
PR-CY.ru