ЛАЗАРЬ ГАЛИСИЙСКИЙ - Страница 4

Ещё подвизаясь в монастыре святой Марины, надел под одежду железные вериги, которые были сняты с него только после кончины. Для сна использовал небольшое кресло. Столпы, на которых Лазарь Галисийский в общей сложности провёл больше сорока лет, были лишены крыши или навеса, защищающего его от солнца и осадков. У столпов была опорная стена, образовывающая нечто вроде крошечной камеры, где Лазарь Галисийский и обитал, скрываясь от посторонних взглядов. У этой камеры было лишь маленькое окно, через которое он общался с посетителями и принимал пищу. Посетители поднимались на столп по лестнице и ожидали беседы с подвижником на небольшой платформе. Некоторые споры у исследователей вызывает устройство столпа в монастыре Воскресения. В тексте содержатся противоречивые сведения: в главе 249 сообщается, что столп, возможно, находился внутри церкви, но из других указаний Vita A исследователи готовы понять, что столп прилегал к церкви и имел некое отверстие, благодаря которому подвижник мог даже участвовать в службе. О высоте столпов ничего не сообщается, но они, как полагают исследователи, были не очень высокими, поскольку иногда Лазарь Галисийский вёл беседы с посетителями, стоящими на земле, и они могли хорошо его слышать. Лазарь Галисийский при жизни почитался как чудотворец и провидец, в связи с чем к нему постоянно приходили люди. Он предвидел и свою кончину, о чём поведал братии. Но его духовные чада стали умолять святого не покидать их, и тогда по молитвам Пресвятой Богородице его жизнь была продлена на 15 лет (в Vita A – на три года), в течение которых подвижник видел умножение своих учеников: в Vita А сказано о 300, в Vita В – о 700, в «московском» Житии – о 900 с небольшим. Кончина Лазаря Галисийского сопровождалась видением сияния или облака над его столпом. В «московском» Житии содержится сообщение о посмертном чуде: ученики, собравшиеся перед телом преподобного, сильно горевали, что он не оставил им завещания. Тогда почивший ожил и вынул из-за пазухи хартию, которую вручил ученикам. Те, не найдя под текстом собственноручной подписи святого, опять начали громко сокрушаться. Лазарь Галисийский вторично воскрес, подписал хартию и вновь стал бездыханным. В Vita А и Vita В говорится о том, что Лазарь Галисийский составил завещание при жизни. По мнению С.А. Иванова, такое внимание наличию собственноручно подписанного святым завещания уделяется из-за продолжавшихся разногласий о местонахождении монастыря. Этим же объясняется вставка эпизода с двойным воскресением, целью которого было правильное оформление завещания. После смерти Лазаря Галисийского после долгих споров мощи святого были положены в правой части нартекса храма Воскресения. В «московском» Житии и в Vita В сообщается о погребении святого около его столпа. Его мощи были перенесены с места временного упокоения в постоянную гробницу 17 июля (год этого события исследователям неизвестен). Сразу же после смерти Лазаря Галисийского в монастыре начались раздоры. Распри происходили и из-за места упокоения мощей (в обители были сторонники переноса их в Бессы согласно желанию церковных властей в Эфесе), и из-за преемника усопшего подвижника. Таковым считался младший брат святого Игнатий, однако его противники из числа братии пытались отравить Игнатия ещё до погребения тела Лазаря Галисийского. Р. Гринфилд предполагает, что именно атмосфера нестроений и интриг в обители Лазаря Галисийского привела к тому, что гора Галисий не стала играть в империи роль духовного центра, а почитание Лазаря Галисийского не получило широкого распространения. Не существует традиции, сообщающей и о его посмертных чудесах.

 



 
PR-CY.ru