ЛИСИЦЫН Михаил Александрович - Страница 3

Вместе с Алексеем Ивановичем Соболевским, протоиереем Василием Михайловичем Металловым и Антонином Викторовичем Преображенским М.А. Лисицын подготовил издание болгарского сборника XIII в., известного как «Зографский Трефологий» (или «Драганова Минея»). М.А. Лисицын – автор свыше 130 статей по церковной музыке в периодических изданиях («Музыка и пение», «Русская музыкальная газета», «Народное образование», «Музыкальный труженик», «Музыкальный современник», «Колокол», «Музыка и жизнь», «Санкт-Петербургский духовный вестник», «Современный театр и музыка», «Миссионерское обозрение»). В публикациях затрагивал широкий круг вопросов: история духовной музыки, анализ и оценка новых сочинений, программ духовных концертов, положение певцов и регентов, состояние духовно-музыкальной цензуры. М.А. Лисицын – автор первого и наиболее полного систематического обзора русской церковной музыки его времени. Они охватывают историю русского церковного пения со времени его зарождения до начала ХХ в. М.А. Лисицын одним из первых дал оценку духовному творчеству Михаила Ивановича Глинки, протоиерея Петра Ивановича Турчанинова, Григория Фёдоровича Львовского, Петра Ильича Чайковского, Николая Андреевича Римского-Корсакова, Антона Степановича Аренского, Семёна Викторовича Панченко, Николая Ивановича Компанейского, Александра Дмитриевича Кастальского, Александра Тихоновича Гречанинова, Павла Григорьевича Чеснокова. М.А. Лисицын стремился направлять творческие усилия молодых композиторов, прояснять эстетику «Нового направления» в русской церковной музыке как целостного явления. В работе «О новом направлении в русской церковной музыке» сформулировал главные принципы этого течения и выделил главные формы синтеза в творчестве русских композиторов того времени: свободное использование древних и современных церковных распевов различных православных традиций; соединение распевов иностранного происхождения (греческого, болгарского) с попевками, свойственными русской народной песне; слияние сложных гармонических приёмов, характерных для современной музыки («вагнеризмов»), с «русским народным стилем» или с другими традиционными распевами; создание авторских сочинений «в духе церковного обихода»; соединение архаических музыкальных приёмов, например, так называемая исона (см. Исократима, исон), с современными способами гармонизации. Главными целями новой русской церковной музыки М.А. Лисицын считал единение людей, разобщённых в условиях современной ему жизни (в том числе культурное сближение с западными христианами и со старообрядцами), и создание для молитвы «родного» (т.е. основанного на отечественной музыкальной традиции), понятного всем музыкального языка.

 



 
PR-CY.ru