ЛЬВОВСКИЙ Григорий Фёдорович

ЛЬВОВСКИЙ Григорий Фёдорович (1830–1894 гг.) – духовный композитор, регент. Родился в семье мелкого украинского помещика, исполнявшего обязанности псаломщика, который приучил Г.Ф. Львовского с раннего детства петь и читать в церкви. Окончил сельскую школу, Кишинёвские духовное училище и духовную семинарию. Был певчим в архиерейском хоре. Во время учёбы в семинарии стал регентом её хора, после окончания семинарии – регентом архиерейского хора. Окончил регентский класс Придворной певческой капеллы в Санкт-Петербурге со званием регента первого разряда. Совершенствовался в игре на скрипке, изучал контрапункт под руководством профессора Николая Ивановича Зарембы. В квартире Г.Ф. Львовского в Александро-Невской лавре для пения под его руководством и бесед на религиозно-философские темы собирались преподаватели и студенты Санкт-Петербургской духовной академии, в числе которых был Иоанн Кронштадтский (Иван Ильич Сергеев). В 1854–1856 гг. Г.Ф. Львовский служил регентом архиерейского хора в Кишинёве. В 1855 г. женился на девушке из купеческой семьи Т.А. Мазаевой; имел троих детей. В 1856 г. Санкт-Петербургский митрополит Никанор (Клементьевский) предложил Г.Ф. Львовскому стать регентом митрополичьего хора в Александро-Невской лавре. Параллельно Г.Ф. Львовский работал учителем пения в хоре Исаакиевского собора (с 1858 г.), в Смольном институте, Преображенском и Семёновском полках, Князь-Владимирской школе и Исидоровском женском епархиальном училище  (в двух последних – бесплатно). Добился значительного профессионального роста митрополичьего хора, обновил его репертуар, введя в него собственные обработки традиционных церковных распевов. Митрополиты Никанор (Клементьевский) и Григорий (Постников; 1856–1860 гг.) были любителями знаменного распева и во всём поддерживали Г.Ф. Львовского, выделяя необходимые средства на содержание хора. Митрополит Исидор (Никольский; 1860–1892 гг.), напротив, уделял мало внимания хору и, кроме того, не поощрял исполнение переложений Г.Ф. Львовского. В начале 1880 гг. Г.Ф. Львовский начал составлять проекты усовершенствования преподавания в духовных школах. Считал, что «задача церковных певцов вовсе не в том, чтобы ласкать слух и действовать на чувственность, а в том, чтобы при исполнении всякого песнопения (партесное и проч.) обращать внимание не на одну только звуковую сторону, но преимущественно на смысл и дух песнопений… и быть в постоянной и неразрывной связи с священнослужителем». По предложению митрополита Исидора (Никольского) в 1891 г. Г.Ф. Львовский составил докладную записку в Синод об улучшении преподавания в духовно-учебных заведениях церковного пения, церковнославянского языка и богослужебного устава, подчёркивая особую важность изучения гласовых напевов в унисон. Синод поручил Г.Ф. Львовскому составить программу по обучению церковному пению для духовно-учебных заведений, которая и была принята, за исключением пункта об учреждении в духовных академиях кафедры истории церковного пения. В докладной записке о нотных книгах Московского общества любителей церковного пения (1891 г.) он критиковал составителей этих изданий за публикацию напевов, записанных со слуха, считая недопустимым расхождение с синодальными изданиями (в этом он придерживался тех же взглядов, что и Алексей Фёдорович Львов). По свидетельству Алексея Николаевича Карасёва, Г.Ф. Львовский отличался «нелицемерной религиозностью, большим жизненным опытом, знаниями не только научно-музыкальными, цельностью натуры, сильным критическим умом и чувством меры»; пользовался большим уважением в петербургской церковной среде. Несмотря на болезнь сердца и тяжёлую форму ревматизма, полностью лишившую его возможности играть на скрипке и причинявшую постоянные боли, «духом он был бодр, все эти мучения вызывали у него постоянное обращение к Богу, отразившееся в его церковных сочинениях».

 



 
PR-CY.ru