ЛЬВОВ Николай Александрович - Страница 5

Растительные мотивы на рельефах фриза в основании купола в церкви-усыпальнице в Никольском-Черенчицах включают изображения виноградных гроздьев и птиц. Эти образы восходят к традиционному декору раннехристианских мозаик, например, в церкви-мавзолее святой Констанции в Риме (середина IV в.); они же были унаследованы в искусстве Средних веков как орнаментика, привычная для рукописей и церковных предметов. Одной из выразительных храмовых построек, которые убедительно приписывают Н.А. Львову, исследователи называют церковь с престолом в честь иконы Божьей Матери «Знамение» в усадьбе Тёплое (1797 г., Клинский район Московской области), заказанная Николаем Александровичем Соймоновым – дальним родственником Н.А. Львова. По мнению исследователей, архитектор виртуозно соединил храм, трапезную и колокольню в единую композицию с портиками по бокам и купольной ротондой в завершении. Впоследствии именно этот проект Н.А. Львова способствовал формированию типа храма «ротонда на четверике», который получил распространение в эпоху ампира и был принят практически на всей территории Российской империи благодаря своей доступности (тиражирован в гравюрах) и относительной простоте в осуществлении. Свод проектов Н.А. Львова повлёк за собой создание альбомов образцовых проектов, например, «Собрание проектов и рисунков» архитектора Луиджи Руски (1810 г.), важных для градостроительства в различных городах и регионах. Исследователи отмечают, что для церквей, возведённых по проектам Н.А. Львова, характерно качество, созвучное многим сооружениям эпохи сентиментализма и романтизма в разных жанрах, – они гармонично вписываются в окружающий ландшафт и не теряют эстетической привлекательности даже в руинированном состоянии (церкви в Никольском и Переслегине). Многие храмы приписывают Н.А. Львову без документальных подтверждений, например, церкви-ротонды Святой Троицы в Яготине под Киевом (1800 г., заказ Разумовских, утрачена в 1936 г., воссоздана в 2005 г.), Сергия Радонежского в Татищевом Погосте Ростовского района Ярославской области (1810 г., заказчик Дмитрий Павлович Татищев, план прислан им из Италии) и др. Замысел грандиозной церкви Воскресения Христова в усадьбе Воронцовых Матрёнино (ныне деревня Рощино Петушинского района Владимирской области, 1804–1822 гг., архитекторы П. И. Щетинин, Франческо Кампорези) был, как полагают исследователи, связан с Н.А. Львовым. Н.А. Львов строил гражданские сооружения в обеих столицах, их окрестностях и частично в провинции. Одной из первых в его творчестве построек в Санкт-Петербурге стали Невские ворота Петропавловской крепости (1786–1787 гг.) в виде четырёхколонного тосканского фронтонного портика со сдвоенными колоннами и с муфтами «бриллиантового» руста. Авторству Н.А. Львова принадлежат Главный почтамт (1782–1789 гг.), решённый в виде крупного здания дворцового типа, оси и фланги фасадов которого выделены четырёхколонными тосканскими портиками, и городской дом Г.Р. Державина (1793 г.) в Санкт-Петербурге. В неосуществлённом проекте здания «Кабинет» (1786–1787 гг.) центральный объём в виде ротонды был соединён с корпусами по линиям улиц галереями-циркумференциями. В Гатчине Н.А. Львов спроектировал Сиротский институт и Суконную фабрику (1794–1795 гг.). В числе дворцово-парковых опытов архитектора – усадебные дома-дворцы 1780–1790 гг. близ Торжка: в Знаменском-Райке, усадьбе Фёдора Ивановича Глебова-Стрешнева, в деревне Митино и Василёве (ныне деревня Васильево), Прямухине, Арпачеве; проект перестройки дома Воронцовых в усадьбе Вороново под Подольском (1789–1800 гг.); проект парка для дворца графа А.А. Безбородко на Воронцовом Поле в Москве (1797–1799 гг.), Приоратский дворец в Гатчинском парке, возведённый в технике «землебитного строения» (1798–1799 гг.).



 
PR-CY.ru