ЛЬВОВ Николай Александрович - Страница 3

Купольная Казанская церковь в деревне Арпачево Торжокского района (1789–1791 гг.) имеет квадратный план с двумя экседрами и двумя портиками; отдельно стоит колокольня, напоминающая колонну Траяна в Риме. Проект, близкий к церкви в Арпачеве, был использован в соборе в честь Преображения Господня в Выборге (1787–1789 гг., проект Н.А. Львова, строил архитектор Иоганн Брокманн). Крестообразная форма с портиками на фасадах и квадратным купольным барабаном использована в Троицкой церкви в селе Прямухине Кувшиновского района Тверской области (1808–1826 гг., заказчик предсовдитель тверского дворянства Александр Михайлович Бакунин). Необычный храм возвышается на цокольном этаже-усыпальнице в виде «античной руины» с пандусом. Так называемая Ананьевская церковь (около 1790 г.), известная исследователям по чертежам, имеет форму октагона. Неосуществлённый проект храма-усыпальницы в усадьбе Александра Андреевича Безбородко Стольное на Черниговщине (1785 г.) соединял палладианские и традиционные украинские черты: к центрическому кубическому купольному объёму с портиками симметрично примыкали две колокольни, что создавало аналогию с «трёхбанным» (трёхбашенным) храмом. Этот же образ был развит в проектах церкви Троицы в Дохновичах Стародубского уезда Черниговской губернии (1791 г., не сохранился, заказчик Яков Васильевич Завадовский), усложнённом экседрами; церковь во имя Николая Чудотворца в Казаричах Суражского уезда Черниговской губернии (1815 г., заказчик Фёдор Данилович Ширай). После смерти Н.А. Львова этот тип нашёл отражение в соборе во имя апостолов Петра и Павла в Вышнем Волочке (1799–1815 гг., архитекторы Андрей Алексеевич Трофимов, И.М. Телятников). Центрично-осевая композиция в форме квадрата с двумя экседрами была использована во Введенской (Преображенской) церкви в усадьбе Введенское Одинцовского района Московской области (1812 г., заказчик Пётр Васильевич Лопухин, ныне село Введенское, санаторий «Звенигород»). Храм, построенный после смерти Н.А. Львова по его проекту, отличается необычной круглой колокольней с колоннадой и коническим шпилем. Исследователи отмечают, что многие храмы имеют излюбленную Н.А. Львовым форму ротонды. Они восходят к образам раннехристианских мартириев и храма Гроба Господня в Иерусалиме. Наиболее характерными исследователи считают ротонды, окружённые колоннадой наподобие античных толосов: Троицкая церковь в селе Александровском в усадьбе князя Александра Алексеевича Вяземского («Кулич и Пасха», 1785–1790 гг., ныне в черте города Санкт-Петербурга) с необычной колокольней в виде пирамиды; церковь-усыпальница с главным престолом в честь Воскресения Христова в Никольском-Черенчицах, в которой был погребён сам Н.А. Львов (1793–1800 гг.); церковь великомученицы Екатерины в Валдае Новгородской области (1793 г., достраивал архитектор И. Дмитриев, изменивший проект Н.А. Львов). К кругу ротонд с колоннами примыкает часовня Воздвижения Креста Господня в Торжке (1814 г.). Исследователи отмечают, что другие ротонды массивны и развивают тему Пантеона с двойным куполом и нишами-капеллами вокруг: неосуществлённый проект так называемой Колыванской церкви (около 1790 г.) и построенные по тому же проекту церковь Николая Чудотворца в посёлке Диканька (1794–1810 гг., усыпальница Кочубеев) и церковь Рождества Христова в селе Вергуны Хорольского района (1801–1807 гг.)  -- обе в Полтавской области Украины.

 



 
PR-CY.ru