ЛОМАКИН Гавриил Якимович - Страница 3

В 1857 г. Г.Я. Ломакин совершил поездку в Германию и во Францию, где познакомился с работой лучших учебных заведений и музыкальных коллективов, общался с Гектором Берлиозом, Ференцем Листом и французским музыкальным деятелем Эдвардом Шеве. В Берлине вскоре после отъезда Г.Я. Ломакина издали его хор «Kyrie et Alleluia». Ему принадлежат и другие песнопения западной традиции – оратория «Stabat Mater» для большого хора и симфонического оркестра (впервые исполнена в 1865 г.) и хор «Ave Maria» (партитуры сохранились соответственно в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки и Государственном центральном музее музыкальной культуры), а также светские вокальные сочинения (в том числе песни, романсы, хоровые обработки русских народных песен), фортепианные пьесы. Исследователям известны десять пособий по пению, написанных Г.Я. Ломакиным и изданных в 1837–1882 гг.: три «Методы пения», пять «Кратких метод пения» и два «Руководства к обучению пению». «Краткая метода пения для первоначального общего учения с цифрами и нотами», в которой он использовал цифровую систему обозначения музыкальных звуков Э. Шеве, получила в канцелярии обер-прокурора Синода отрицательный отзыв Григория Фёдоровича Львовского, но благодаря ходатайству В.В. Стасова книга всё же была напечатана (1862 г.). Впоследствии Г.Я. Ломакин отказался от цифровой системы записи. Его пособия переиздавались до конца XIX в., оставаясь единственными основательными и доступными изданиями такого рода в России. Г.Я. Ломакин был в числе первых членов Русского музыкального общества (основано в 1859 г.), входил в его Особую конкурсную комиссию, преподавал в Бесплатных музыкальных классах, руководил хором и участвовал в концертах. Один из инициаторов создания и руководитель (1862–1868 гг.) Бесплатной музыкальной школы, выпускники которой пели в различных церковных и светских хорах Санкт-Петербурга, становились солистами и учителями пения. В целом школа, по мнению В.В. Стасова и Ц.А. Кюи, имела исключительное значение для сохранения традиций русского исполнительства и развития отечественной музыки, в том числе для зарождения Новой русской школы («Могучей кучки»). После смерти графа Д.Н. Шереметева (1871 г.) совет управляющих принял решение об упразднении его капеллы. Г.Я. Ломакин организовал гастроли в Москве (1872 г.), которые прошли с большим успехом, однако собранных средств хватило ненадолго, и Г.Я. Ломакин был вынужден распустить певчих. Заболев, он с семьёй переехал в Гатчину, где после выздоровления занялся музыкой, посещал кружок, собиравшийся в доме Сергея Александровича Зайцева. В 1875 г. Сергей Дмитриевич Шереметев решил возродить фамильную капеллу и пригласил Г.Я. Ломакина, который разыскал 14 певчих из капеллы, возродив хор в малом составе. В 1883 г. Г.Я. Ломакин, уже тяжелобольной, по предложению назначенных руководить Придворной капеллой Д.Н. Шереметева, М.А. Балакирева и Николая Андреевича Римского-Корсакова начал готовить издание своих музыкальных сочинений и переложений, которое, как и публикация его автобиографических заметок, продиктованных им жене в последние два года жизни, было завершено уже после смерти композитора.



 
PR-CY.ru