ЛОМАКИН Гавриил Якимович - Страница 2

В конце 1850 гг. капелла стала основным неофициальным центром музыкальной жизни столицы. Исследователи отмечают, что её исполнительский стиль отличался высоким вокально-техническим уровнем, эмоциональностью и осмысленностью. Однако экспрессивность пения хора подверг критике директор Придворной капеллы А.Ф. Львов, и граф Д.Н. Шереметев запретил исполнение с какими-либо оттенками (этот случай стал причиной тяжёлой депрессии и болезни). В 1848–1861 гг. Г.Я. Ломакин по приглашению А.Ф. Львова служил старшим учителем пения в Придворной певческой капелле. Ему удалось добиться улучшения положения её певчих, поднять уровень общего и музыкального образования хористов, расширить репертуар и улучшить профессиональное мастерство исполнителей. В 1850–1862 гг. Г.Я. Ломакин занимался подготовкой хоровой части выступлений капеллы в организованном А.Ф. Львовым Концертном обществе. По свидетельствам современников, в 1850 гг. Придворная капелла и капелла графа Д.Н. Шереметева под управление Г.Я. Ломакина стали лучшими в России хорами как по сложности программы, так и по художественному и вокально-техническому уровням. По поручению А.Ф. Львова Г.Я. Ломакин выполнил четырёхголосные гармонизации одноголосных церковных распевов для изданий Придворной капеллы, впервые напечатанные в 1849–1852 гг. («Октоих» знаменного распева, «Воскресные утренние антифоны», «Утреня» (по содержанию – всенощное бдение), «Ирмосы воскресные, господским, богородичным и иным нарочитым праздникам» и «Продолжение ирмосов» греческого распева, «Ирмосы всея Великия Четыредесятницы и Страстной седмицы» сокращённого греческого распева). Корректировать готовые обработки ему помогал инспектор капеллы Пётр Егорьевич Беликов, выполнявший также для Г.Я. Ломакина транскрипции песнопений из знаменных рукописей. Исследователи отмечают, что стиль гармонизаций Г.Я. Ломакина сложнее, чем в обработках протоиерея Петра Ивановича Турчанинова или в «Обиходе», подготовленном Павлом Максимовичем Воротниковым в 1848 г.; исследователи отмечают, что Г.Я. Ломакин в большей степени, чем они, следует традициям западноевропейской классики (особенно в каденциях); исследователи отмечают, что этот стиль присущ и авторским произведениям Г.Я. Ломакина. Подготовка изданий капеллы стимулировала поиск особых гармонических средств, отражавших национальное своеобразие древнерусских распевов; исследователи отмечают, что в этой области деятельность Г.Я. Ломакина отвечает общим тенденциям времени, выраженным в музыке и теоретических работах М.И. Глинки, В.Ф. Одоевского, В.В. Стасова, Николая Михайловича Потулова, чьими советами пользовался Г.Я. Ломакин. К началу 1860 гг. исследователи относят его новые гармонизации песнопений «Литургии Преждеосвящённых Даров» и других служб Великого поста, получившие одобрение В.Ф. Одоевского, но не принятые А.Ф. Львовым и графом Д.Н. Шереметевым.

 



 
PR-CY.ru