ЛОМАКИН Гавриил Якимович

ЛОМАКИН Гавриил Якимович (1811–1885 гг.) – русский хоровой дирижёр, педагог и композитор. Родился в семье крепостного крестьянина, приказчика графа Дмитрия Николаевича Шереметева. В детстве пел в капелле графа в Борисовке и в местной Николаевской церкви. В десятилетнем возрасте в числе других мальчиков был отобран в хоровую капеллу графа Д.Н. Шереметева в Санкт-Петербурге, где вскоре стал солистом, начал брать частные уроки игры на скрипке и фортепиано. Руководившие капеллой итальянские музыканты Антонио Сапиенца и его сын и полный тёзка поощряли юного Гавриила Ломакина и иногда доверяли ему управление хором. В 1830 г. граф назначил Г.Я. Ломакина капельмейстером, и тот стал обучать певчих нотной грамоте, работал над развитием их музыкального слуха и вокальной техники. Г.Я. Ломакин учился у педагогов К. Коссова (ученика Джона Филда) и Адольфа Адана, занимался самообразованием (в частности, изучал работы чешского теоретика Антонина Рейхи), составлял методические пособия по пению; преподавал и курировал церковное пение в различных военных, гражданских и частных учебных заведениях Санкт-Петербурга. Выполненные им четырёхголосные гармонизации обиходных песнопений всенощной и литургии литографировались в Военном министерстве и рассылались по провинциальным военным корпусам. К 25 годам Г.Я. Ломакин стал одним из самых популярных учителей пения в Санкт-Петербурге. Среди его учеников и хористов были известные впоследствии музыканты: дирижёры братья Александр Николаевич и Константин Николаевич Лядовы, вокалисты Анна Яковлевна Петрова-Воробьёва, Людмила Ивановна Кармалина (урождённая Беленицина), Иван Александрович Мельников, пианист Николай Саввич Мартынов, дирижёр и композитор Юрий Николаевич Голицын, Пётр Ильич Чайковский. Г.Я. Ломакин выступал как пианист и считался виртуозом. В 1838 г. Д.Н. Шереметев «за старание при исполнении своей обязанности и успехи, оказываемые певческим хором» освободил Г.Я. Ломакина от крепостной зависимости с сохранением должности и содержания. С конца 1840 гг. Г.Я. Ломакин давал певчим капеллы подготовку, достаточную для деятельности в качестве регентов. Капелла стала лучшим частным хором в столице и соперничала с Придворной певческой капеллой. На духовных концертах в Фонтанном доме графов Шереметевых чаще всего исполнялись произведения Дмитрия Степановича Бортнянского и Алексея Фёдоровича Львова, также Степана Аникиевича Дегтярёва, Максима Созонтовича Березовского, Джузеппе Сарти, Александра Михайловича Дубянского (см. в ст. Дубянские), самого Г.Я. Ломакина. С разрешения Д.Н. Шереметева Г.Я. Ломакин стал приглашать на эти закрытые собрания своих друзей Михаила Ивановича Глинку, Александра Сергеевича Даргомыжского, князя Владимира Фёдоровича Одоевского, Александра Николаевича Серова, братьев Владимира Васильевича Стасова и Дмитрия Васильевича Стасова, Цезаря Антоновича Кюи, Милия Алексеевича Балакирева, под влиянием которых репертуар капеллы обогатился сочинениями нидерландских, итальянских, немецких и французских композиторов XVI – середины XIX вв., в том числе благодаря использованию партитур, привезённых из Западной Европы князем Григорием Петровичем Волконским, В.Ф. Одоевским и В.В. Стасовым. В 1853 г. численность хора возросла до 86 человек.

 



 
PR-CY.ru