ЛЬВОВ Алексей Фёдорович - Страница 3

В результате закрепления за А.Ф. Львовым исключительных полномочий духовно-музыкальной цензуры (подтверждались Высочайшими указами 1846 и 1850 гг.), а также централизации в капелле регентского образования и нотоиздательской деятельности установилась монополия капеллы как «учреждения, ведавшего музыкально-певческим делом всей православной России». Это дало положительные результаты (повышение музыкального уровня архиерейских хоров и общей регентской дисциплины, упорядочение клиросного репертуара), но имело и негативные последствия: очень узкий круг духовных композиторов, чьи произведения публиковались (в него не вошли Михаил Иванович Глинка, Александр Александрович Алябьев, Алексей Николаевич Верстовский, Гавриил Якимович Ломакин), а также попытка провести так называемую реформу А.Ф. Львова, направленную на унификацию («уравнение») обиходного церковного пения во всей империи по образцу, предлагаемому капеллой (инициатива принадлежала императору Николаю I, а первоначальный опыт её введения – Ф.П. Львову). В рамках реформы под руководством А.Ф. Львова преподавателями капеллы Павлом Максимовичем Воротниковым и Гавриилом Якимовичем Ломакиным при участии инспектора капеллы Петра Егорьевича Беликова, знатока крюковой нотации, была подготовлена серия книг, представлявшая собой первое в России централизованное издание полного круга богослужебных песнопений в четырёхголосном изложении. Книги предназначались для обязательного повсеместного применения (неоднократно переиздавались). Переложения были выполнены по единому принципу «правильной», по мысли А.Ф. Львова, гармонизации традиционных напевов, т.е. европейски ориентированной, подчинённой правилам «генерал-баса», с использованием гармонического минора и септаккордов, в хоральной аккордовой фактуре с традиционной мелодией в верхнем голосе. Первыми в серии стали «Обиход нотного церковного пения» (1846–1848 гг., тома 1–2), ставшей гармонизацией придворного (или обычного, простого) напева  с издания двухголосного «Круга простого (церковного) пения» 1830 г., и «Сокращённый Ирмологий знаменного напева» (1846/1847 г.). «Обиход» был выполнен П.М. Воротниковым. «Сокращённый Ирмологий», стилистически неровный, содержащий разные подходы к гармонизации, был, как полагают исследователи, результатом совместной работы А.Ф. Львова, П.М. Воротникова и П.Е. Беликова. В 1848–1852 гг. были изданы певческие переложения «древних напевов», сделанные Г.Я. Ломакиным. Из-за авторитарной системы внедрённые переложения капеллы получили широкое распространение, оказав значительное влияние на последующую церковно-певческую практику (некоторые используются в настоящее время). Однако реформа встретила и сопротивление, т.к. противоречила живой клиросной традиции. В 1848 г. указом Синода (принятым не без влияния А.Ф. Львова, нуждавшегося в поддержке реформы на местах) в ряде епархий были созданы экспертные комитеты, которые должны были одобрить переложения капеллы (реально действовали Новгородский и Московский комитеты).

 



 
PR-CY.ru