«ЛАОДИКИЙЦАМ ПОСЛАНИЕ» - Страница 4

Апостол Павел понимается как основатель христианства, как авторитетная фигура, с которой последующие поколения могут связать свою социальную идентичность и которая позволяет оспорить авторитет других лидеров, боровшихся за нормативный статус. Несколько особняком в историографии стоит гипотеза Клода (Мари-Эмиля) Буамара, указавшего на то, что все предложенные ранее попытки идентифицировать упоминаемое в источниках «Лаодикийцам послание» с «Посланием к Ефесянам» не дают ответа на вопрос, почему издатель «Посланий апостола Павла» в 80 гг. не включил в это собрание «Лаодикийцам послание», которое он несомненно должен был знать, а предложил свою реконструкцию греческого текста «Лаодикийцам послания» на основании текста «Послания к Колоссянам». По его убеждению, издатель собрания «Посланий апостола Павла» не забыл «Лаодикийцам послание», но соединил его с «Посланием к Колоссянам». В обоих Посланиях речь шла о сходных вопросах, и компилятор, исполняя пожелание апостола Павла, сформулированное им в Кол. 4:16, объединил оба текста так, чтобы читатели могли прочитать оба Послания (подобные гипотезы, отвергающие литературную целостность текстов апостола Павла, существуют и для других Посланий – см., например, в ст. Коринфянам послания). М.-Э. Буамар выделяет в тексте «Лаодикийцам послания» типично Павлову лексику и темы его богословия, указывает на многочисленные параллели с другими Посланиями апостола, особенно с Посланиями к Галатам и к Римлянам (о проблеме аутентичности см. в ст. Колоссянам послание). Датировка «Лаодикийцам послания» в таком случае соотносится со временем создания Посланий к Филиппийцам и к Филимону, написанных Павлом из уз. При этом учитывается, что конфликт апостола с иудеохристианами, желавшими сохранить обрезание и пищевые предписания, ещё продолжался (Кол. 2:8, 11, 20–23). С учётом того что эти проблемы рассматриваются в Посланиях к Галатам и к Римлянам, «Лаодикийцам послание» не могло быть написано значительно позднее этих текстов. М.-Э. Буамар считает, что «Лаодикийцам послание» было составлено в кесарийской темнице, а не в Риме.



 
PR-CY.ru