«ЛАОДИКИЙЦАМ ПОСЛАНИЕ» - Страница 3

По мнению Адольфа фон Гарнака, автором «Лаодикийцам послания» был ученик Маркиона, он опубликовал текст «Лаодикийцам послания» между 160 и 190 гг. по-гречески и на латыни после того, как «Посланию к Ефесянам» вернули его прежнее название, и наименование «Лаодикийцам послание» вновь стало свободным. В той же группе учеников Маркиона были написаны и маркионитские аргументы к Посланиям Павла. Гипотеза о маркионитском характере прологов к «Павловым Посланиям» (как и гипотеза об антимаркионитских прологах к Евангелиям, была подвергнута обоснованной, по мнению исследователей, критике. Исследователи полагают, что римская община вряд ли могла неосознанно принять в свой канон маркионовские прологи, как предполагал Адольф фон Гарнак. По мнению Вильгельма Шнеемельхера, аргументы Адольфа фон Гарнака не доказывают окончательно маркионитское происхождение «Лаодикийцам послания» – составитель предложил текст-компиляцию и не воспользовался тем, что мог более развёрнуто представить свою богословскую точку зрения. В итоге аргументы Адольфа фонГарнака в пользу маркионитского происхождения «Лаодикийцам послания» не были признаны убедительными. В середине XX в. Жиль Квиспел попытался актуализировать гипотезу Адольфа фон Гарнака. По его мнению, начало «Лаодикийцам послания» (= Гал. 1:1) не противоречит принятой в Античности практике создания псевдоэпиграфических писем: в первых словах литературных подделок указывается (часто косвенно), кого именно составитель собирается имитировать. Таким образом, начало «Лаодикийцам послания» должно было дать понять читателю, что данное послание принадлежит апостолу Павлу, который, по убеждению Маркиона, решающие пункты своего богословия выразил именно в «Послании к Галатам». Эта позиция также не получила в научной литературе широкого распространения, т.к., согласно её критикам, «Лаодикийцам послание» не является примером особого риторического мастерства. В целом в литературе доминирует мнение, что маркионитское происхождение латинского «Лаодикийцам послания» недоказуемо. Скорее, как полагают исследователи, «Лаодикийцам послание» – это неумелая подделка, простая компиляция (в основном, из текстов Посланий апостола Павла к Филиппийцам и к Галатам) с целью создать и включить в «Corpus Paulinum» упомянутое в Кол. 4:16 «послание лаодикийцам». Идентично ли упомянутое в «Каноне Муратори» «Лаодикийцам послание» этому апокрифу – вопрос, также не имеющий окончательного ответа. По этой причине отпадает возможность точной датировки: временем составления может быть период между II и IV вв. При этом ряд исследователей всё-таки видят в «Лаодикийцам послании» произведение, продуманное композиционно. Одна из последних попыток изучения «Лаодикийцам послания» в рамках данной перспективы была предпринята Ф. Тайтом, который, применяя эпистолярный анализ, также делает вывод о наличии в «Лаодикийцам послании» продуманной структуры (композиция послания усиливает нравственное наставление верующим не отступать от «истинного Евангелия» и не уклоняться в другие конкурирующие христианские учения) и относит его ко II в., когда активно разрабатывалась традиция апостола Павла, создававшая в лице апостола «культурного героя».

 



 
PR-CY.ru