ЛИЦО - Страница 10

Исследователи отмечают, что для богословского понимания лица (личности) особенно важно, что, настаивая на единстве триадологии и христологии, Иоанн Дамаскин переносит представление об ипостаси как образе существования из троичного богословия в антропологию. В святоотеческом богословском языке понимание лица, или ипостаси, как образа существования выражается также с помощью наречия «как». Так, Василий Великий рассматривает ипостасное свойство Отца (нерождённость) в качестве характеристики того, «как есть Бог», а не того, «что есть Бог». Святые отцы, согласно современным православным авторам, соотносят понятие «лицо» («личность»), или «ипостась», с категорией бытия, тем самым наполняя его высшим онтологическим содержанием. Таким образом, помимо утверждения единства божественной природы понимание Божественных Лиц как образов существования позволяет выразить и Их несводимость к сущности, или природе, и связанную с ней личностную уникальность. При этом богословское понимание личностной уникальности предполагает инаковость ипостаси не только по отношению к видовой природе, или сущности, что важно также для решительного размежевания с любыми разновидностями модализма, но и по отношению к индивидуальным признакам и индивидуализированной природе, или индивидуальности, что необходимо для отвержения различных форм тритеизма. Существенное значение для современного богословия личности имеет также распространённое в святоотеческой триадологии понимание лица, или ипостаси, как отношения. В ряде случаев великие каппадокийцы обращают внимание на соотносительный характер собственных имён Божественных Лиц – Отец, Сын и Святой Дух. Исследователи отмечают, что этот способ указания на лицо (личность), или ипостась, даёт возможность подчеркнуть значимость такой существенной с сотериологической точки зрения характеристики, как личностная взаимная обращённость. Ведь именно в уникальных личных (или ипостасных) отношениях конституируется самобытность Божественных Лиц и богообразных человеческих личностей. Осознание бытия Божественных Лиц как бытия в отношениях ведёт также к утверждению одного из ключевых принципов православного понимания молитвы, которое заключается в невозможности обособленного обращения к какому-либо Божественному Лицу, поскольку обращение к одному из Божественных Лиц необходимо предполагает обращенность и к Божественным Лицам, в отношениях с Которыми это Лицо пребывает. Святоотеческая характеристика лица (или ипостаси) как образа бытия и как отношения подразумевает и ту важную для богословской антропологии мысль, что каждая человеческая личность, определяя образ существования своей природы, несёт ответственность за то, как, каким образом и в каком отношении к другим личностям она существует, за ту степень общения с Богом и людьми, в которую она вовлечена. Исследователи отмечают, что особое значение для понимания личности в современном православном богословии имеет утверждённое пятым Вселенским Собором положение о том, что единым Лицом, или единой Ипостасью, Господа Иисуса Христа является Второе Лицо, или Ипостась, Святой Троицы – Сын Божий, Слово.

 



 
PR-CY.ru