ЛИЦО - Страница 9

В качестве аксиоматической характеристики античных философских систем они выделяют монизм как убеждённость в природном единстве всего бытия, объемлющем как эмпирически наблюдаемый мир, так и высшие божественные сферы вплоть до их единой сверхсущей первоосновы. Эта типичная пантеистическая мировоззренческая установка вела к обезличивающим представлениям о детерминированности всего сущего, включая и каждого конкретного человека, и общество, к безличному характеру древнегреческого мировоззрения. Что касается греческого слова, то сам его состав наводит на мысль об обращённости к человеку – особенность, не выраженная ни в слове «persona», ни в словах «лицо» и «личность», не содержащих приставок, аналогичных греческой приставке. Однако в древнегреческих текстах идея соотнесённости остаётся невостребованной. Современные православные богословы указывают на то, что принципиальная особенность христианства, отличающая его от разнообразных религиозно-философских представлений, состоит в восприятии Бога не только как высшей совершенной природы, или сущности, но и как Личности. Уже Ветхий Завет свидетельствует, что Бог вступает в личные отношения с человеком. Он любит человека и распространяет на него Свой Промысл, призывает его к Себе, ждёт от него доверия, послушания и верности, воспринимает его молитвы и отвечает на них. Однако, поскольку личность немыслима без отношений, понимание Бога как единственной Божественной Личности ставит Его личностность в зависимость от отношений с сотворёнными личностями. В этой ситуации межличностные отношения сотворённых личностей (людей) лишаются высшей ценности, поскольку их невозможно рассматривать в качестве образа отношений, характерных для Самого Бога. Понимание Бога как единственной Божественной Личности несовместимо и с христианским пониманием Боговоплощения. Ведь, воплотившись, единоличный Бог не пребывал бы в личных отношениях послушания и любви ни с какой иной Божественной Личностью. Поэтому и после воплощения Он оставался бы для человеческих личностей существом, принципиально не схожим с ними. Ограниченность представлений о Боге как о единственной Личности восполняется в христианском понимании Святой Троицы, предполагающем предвечную конституированность Божественных Лиц отношениями по происхождению и означающем, таким образом, наделение личностности высшим онтологическим статусом. Особую роль в этом процессе сыграли, как подчёркивают православные авторы XX–XXI вв., великие каппадокийцы –Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский, сблизившие в троичном богословии понятие «лицо» с понятием «ипостась». Вследствие этого «лицо», отнесённое ими (как и «ипостась») к Отцу, Сыну и Святому Духу, получает абсолютное онтологическое наполнение. В свою очередь, понятие «ипостась» оказывается связанным с идеей непосредственной личностной обращённости, предполагающейся понятием «лицо». При этом об антропологической перспективе святоотеческой тринитарной мысли свидетельствует характерное обращение к примеру человека.

 



 
PR-CY.ru