ЛИЦО - Страница 7

Большинство православных авторов отмечают отождествление лица и ипостаси святыми отцами и продолжают осмысление этого отождествления. Ряд русских богословов XIX – начала XX вв. считали возможным применять термин «лицо» как взаимозаменяемый с термином «ипостась». При этом каждое из Лиц Святой Троицы признавалось самостоятельным благодаря именно тождественности понятий «лицо» и «ипостась» и отличалось от других Лиц «личными свойствами». Во Христе признаётся одно Лицо, причём понятие «лицо» связывается многими мыслителями с самосознанием. Размышляя о самосознании Богочеловека Христа, Василий Васильевич Болотов подчёркивал, что христологическое определение четвёртого Вселенского Собора «обязывает нас рассматривать Лицо Богочеловека, как единое «я» с единым самосознанием», причём самосознание в Лице Христа «гармонично определяется содержанием обеих половин сознания», соответствующих божественной и человеческой природам. Эту же мысль высказывал архиепископ Антоний (Амфитеатров): «Единое Я», «единично сознаёт Себя в двойстве естеств», епископ Сильвестр (Малеванский): «Иисус Христос был и сознавал Себя именно одним Божеским Лицем», Александр Иванович Бриллиантов: «Единство Лица в Богочеловеке… заставляет относить к единому субъекту и Божественные, и человеческие проявления» и протоиерей Ливерий Воронов: «Единство Лиц «управляет всеми явлениями и обнаружениями жизни Богочеловека». Архиепископ Антоний (Амфитеатров), В.В. Болотов и А.И. Бриллиантов согласно критикуют позицию антиохийских богословов, которые рассматривали человеческую природу Христа «как особое лицо», подчёркивая, что это ведёт к утрате «единства самосознания» во Христе и ошибочному богословскому выстраиванию «отношений Иисуса к Богу Слову». Христос «не сознавал Себя в одном случае Лицем одним, а в другом случае совершенно другим». По выражению Владимира Николаевича Лосского, Лицо Сына есть образ божественной природы, принадлежащей Лицу Отца, именно благодаря единосущию. В свою очередь, Дух являет нам божественную природу Христа, хотя кенотически скрывая Своё Лицо, однако, именно Своим личным действием в домостроительстве обнаруживая образ бытия божественной природы, ипостасно соединённой с человеческой природой в воплощенном Логосе. «Единый и личный Бог христианства – это Триединство Лиц». В антропологии различие человеческих лиц, «созданных по образу Божию», отражает «неизглаголанное различие трёх Лиц и единой Природы в Боге», и только на основе этой сообразности тварных лиц нетварным «можно найти верную формулировку учения о Церкви и мире». По словам протоиерея Георгия Флоровского, «Если нет Бога как Лица, а есть только «божественное», то нет… и лица в человеке». Однако некоторые богословы, рассуждая об ипостасно-природном единстве, подчёркивают онтологичность ипостаси-лица за счёт умаления природного начала. Священник Павел Александрович Флоренский высказывается, например, о возможности «отщепления» в грехопадении лица от самого его носителя. Протоиерей Сергей Николаевич Булгаков выдвигал мысль о том, что Лица Святой Троицы как логически, так и онтологически предшествуют своей ипостасной особенности, включая особый образ существования, а значит, предшествуют они и своей природе, посредством которой существуют определённым образом.

 



 
PR-CY.ru