ЛИЦО - Страница 6

Так, употребляя термин «лицо» для отличия индивида – Петра или Павла, Максим Исповедник подчёёркивает, что этот термин отвечает на вопрос «кто» и определяет, очерчивает образ действия индивида. Об Ипостаси Христа Максим Исповедник говорит: «...Одна и всё та же ныне и прежде Ипостась Слова» после принятия «умно одушевлённой плоти стала, не меняясь, воистину сложной; по ней [Христос]... делается Сам с Собой единым, отнюдь не содержа в себе различия, чтобы не стало полным уничтожением ипостасной тождественности частей возникновение ипостасного же различия частей, разрывающее надвое ипостасное единство лица и не способное сохранить взаимное тождество частей в отношении Лиц, которое расчленяется ипостасным разделением на два лица». Одно из возможных употреблений термина «лицо» связано с понятием «лицетворения». Это понятие (помимо театрального и грамматического значений) имеет богословскую составляющую, тесно связанную с богословием образа. Термин «лицо» способен отражать сообразность абсолютно единосущных Лиц Троицы: Сына – Отцу и Духа – Сыну. Термин «лицо» аналогично, но не тождественно применяется для богословского описания отображения одним Лицом другого, применительно к Лицу, не имеющим единосущия. Согласно Иоанну Дамаскину, Сын принимает наше лицо на Себя, обучая нас молиться. Здесь в соотношении образа и первообраза присутствует условность, связанная с ограниченностью и раздробленностью единосущия человеческого рода. Христос, будучи единосущен нам по природе, может являть в Своём Лице нашу природу, принадлежащую нашим лицам, но находящуюся в Нём в новом образе бытия – в обоженном состоянии. Иоанн Дамаскин использует понятие «лицо», говоря о воплощении Сына Божия: «Личное же и относительное усвоение бывает, когда кто-либо принимает на себя лицо другого по причине какого-либо отношения, например, по причине сострадания или любви... В таком смысле Господь усвоил Себе и проклятие, и оставление наше, и подобное, что не есть природное, – усвоил не потому, что Он есть или соделался таковым, но потому, что принял наше лицо и поставил Себя наряду с нами». В таком случае, с одной стороны, один индивид представляет лицо другого (других), но это не онтологическая смена субъекта или подмена его; с другой стороны, поскольку единосущие индивидов далеко от полноты реализации, то и изображаемое носит условный, а не абсолютный характер. Иоанн Дамаскин, обобщая мнения предшественников, пишет: «...Святые отцы названиями «ипостась», «лицо», «индивид» обозначали одно и то же, что, состоя из субстанции и акциденций, существует само по себе и самостоятельно...». В понимании Иоанна Дамаскина, «ипостась» может обозначать простое существование, и в этом значении она тождественна субстанции; но когда «ипостась» «обозначает существование само по себе и самостоятельное», под ним понимается индивид.

 



 
PR-CY.ru