ЛИЦО - Страница 16

В богословском понимании личностная идентичность человека задаётся и утверждается любовью к нему Божественных Лиц, а также тех человеческих личностей, которые конституируют своё существование по Их образу. Поэтому изначальный определяющий принцип бытия человека как личности может быть выражен следующим образом: «Я любим, следовательно, я существую». При этом соответствующий принцип актуализации человеком личностного образа существования будет характеризоваться максимой: «Я люблю, следовательно, я существую». Другими словами, обретая в любви полноту личностного образа бытия, человек утверждает и сверхприродную личностную идентичность тех, кого он любит. Богословское понимание человеческой личности не совместимо с идеями обособленности и изоляции. Личность актуализируется в отношениях и в проистекающем из них общении, вне которых она вообще не существует. Быть личностью означает для человека быть в общении с другими личностями – с Богом и людьми. При этом рассмотренные существенные характеристики человеческой личности позволяют исследователям выделить четыре ключевых принципа, задающих основу христианского понимания совершенного единства человеческих личностей по образу единства Божественных Лиц: 1. Единство в различии. Согласно этому принципу, пребывая в единстве, личности пребывают и в своей уникальности, никоим образом не поглощаясь, не сливаясь и не нивелируясь. Более того, именно единение с Богом и людьми составляет необходимое условие достижения каждой человеческой личностью предельной полноты бытия, не мыслимой без раскрытия личностной свободы, неповторимости и творческого потенциала. Исследователи отмечают, что этот принцип даёт возможность выявлять в теоретических концепциях и практических решениях, предлагаемых в современных гуманитарных науках, два основных направления отхода от христианского понимания человеческой личности, которые можно обобщённо назвать пантеистическим и индивидуалистическим. В антропологическом контексте в качестве определяющей характеристики пантеизма исследователи выделяют идею необходимой природной связи человека с разного рода высшими обезличенными ценностями, принципами, законами и целями, неизбежно ведущую к представлениям о детерминированности и стереотипности людей и межчеловеческих отношений. Что касается индивидуалистического мировоззрения, то в современной антропологии оно обычно определяется через характерную установку на возможно более полное автономное развитие каждого отдельного человека, выражающуюся в совершенствовании духовных, интеллектуальных, эстетических, волевых, физических и других качеств обособленной индивидуальной природы.

 



 
PR-CY.ru