ЛИЦО - Страница 15

6. Непознаваемость аналитическими объективирующими методами, следующая из несводимости к природе, из свободы, уникальности, целостности и неделимости. Однако непознаваемость применительно к личности не предполагает абсолютную недоступность, как, например, в богословском положении о непознаваемости божественной сущности. Личностная непознаваемость означает невозможность объективированного изучения, заключающегося в выявлении свойств и качеств личности с последующим выведением закономерностей, характерных для её индивидуализированной природы. При этом в силу своей открытости человеческая личность может быть воспринята другими человеческими личностями. Такое личностное восприятие возможно только в ту меру, в какую, с одной стороны, сама личность раскроет себя, и, с другой стороны, в какую откроют себя по отношению к ней воспринимающие личности. Таким образом, личностное восприятие возможно только в личностном, т.е. основанном на личностных отношениях, общении. По мере углубления личностных отношений и выражающего их личностного общения восприятие личности всё в меньшей степени опосредуется предварительным выявлением её индивидуальных природных качеств, всё в большей степени приобретая характер непосредственного переживания всего её природного содержания. Более того, само природное содержание познающих друг друга личностей утрачивает коренящуюся в индивидуалистической замкнутости незыблемость и доопределяется в ходе их личностного общения. 7. Творческая устремлённость, которая основывается на личностной свободе и открытости личностного образа бытия и проявляющаяся в общении с Богом и с людьми. Реализуя личностную творческую установку, человек задаёт неповторимый, личностно уникальный образ выражения всему содержанию своей жизни. Поэтому именно творчество играет особую роль при восприятии личности в её уникальности, не сводимой к природным характеристикам. Исследователи отмечают, что из перечисленных характеристик личностного образа существования следует принципиальная невозможность строгого рационального определения богословского понятия «человеческая личность». Все они раскрывают различные аспекты «внеприродности» личности, её инаковости по отношению к природе и носят, таким образом, апофатический характер. Исследователи отмечают, что, дополнив их важными для современной православной антропологии положениями о задании личностью образа существования природы и об актуализирующем личностность общении, проистекающем из личностных отношений, можно выразить богословское понимание человеческой личности следующим образом: личность есть несводимая к природе, свободная, открытая, уникальная, целостная в смысле неделимости и нерушимой идентичности, творческая, не познаваемая аналитическими объективирующими методами онтологическая основа человека, определяющая образ существования его индивидуализированной природы и актуализирующая себя в общении, обусловленном личностными отношениями.

 



 
PR-CY.ru