ЛИЦО - Страница 14

Ссылаясь на Григория Паламу, современные православные богословы настаивают на том, что призвание человека не сводится к восприятию божественных действий, опосредованных тварными явлениями, процессами или событиями. Личностная открытость человека как образа Второго Божественного Лица (Иисуса Христа) достигает предельной полноты в восприятии нетварных божественных энергий, сообщаемых Божественными Лицами, т.е. в обожении, которое рассматривается в православной антропологии как цель христианской жизни (ср.: 2 Петр. 1:4; 2 Кор. 3:18). Формулировки, характеризующие обожение как единение в человеческой личности природы человека и божественной природы в божественных энергиях, позволяют православным авторам утверждать онтологическую полноту обожения, избегая пантеистических и монофизитских коннотаций. 4. Уникальность, которая не только не нарушается личностной открытостью, но и тесно с ней связана, поскольку именно в открытости личностного образа бытия преодолевается своего рода поглощённость личности природой с её родо-видовой структурой, повторяющимися индивидуальными признаками, количественной изменчивостью и всеобщей детерминированностью. В современной православной антропологии личностная уникальность часто оттеняется посредством её сопоставления с условной различимостью индивидов. Так, митрополит Антоний (Блум) указывает, что индивидуальные особенности любого человека не являются абсолютными, каждая из них всегда характерна если не для всех людей, то для группы лиц. Поэтому сами индивиды, в конечном счёте, различаются лишь степенью или формами выраженности повторяющихся качеств. Личностная уникальность означает инаковость личности, во-первых, по отношению к видовой природе, или сущности, во-вторых, по отношению к индивидуализированной природе или индивидуальности и, в-третьих, по отношению к другой личности. Подчёркиваемая в современном православном богословии неповторимость каждой человеческой личности достигает своего предельного выражения в её отношениях с Богом. 5. Целостность, включающая представления об идентичности и неделимости. Каждая человеческая личность актуализирует свои целостность и уникальность, соединяясь в Теле Христовом (церкви) как с Богом, так и с людьми и осуществляя тем самым свою жизнь по образу бытия Божественных Лиц. Целостность и уникальность несводимой к природе личности не нарушаются ни при рождении, взрослении, получении образования, приобретении или утрате различных жизненных навыков и в ходе любых других процессов, в которые вовлечена индивидуализированная природа человека на протяжении всей его жизни, ни в самоотверженной любви, ни при восприятии нетварных божественных энергий, т.е. в состоянии обожения; не разрушаются в смерти и в воскресении. Исследователи отмечают, что каждая личность в богословском понимании единственна и неповторима, целостна и неделима, а значит, незаменима. Поэтому ценность каждой личности абсолютна. Это, в частности, означает, что личность не может служить средством ни для каких социальных, политических или религиозных целей.

 



 
PR-CY.ru