ЛИЦО - Страница 13

В богословской антропологии православные авторы XX–XXI вв., опираясь на представленное в триадологии и христологии святоотеческое понимание лица и ипостаси, а также на тезис о богообразности человека, выделяют семь существенных характеристик человеческой личности: 1. Несводимость к природе. Человек как лицо не может быть исчерпывающе описан ни с помощью общих природных характеристик, включая такие высшие составляющие человеческой природы, как воля, сознание и самосознание, ни посредством его индивидуальных природных особенностей и социальных связей. 2. Свобода, которая выводится из положения об онтологической полноте лица, или ипостаси, антиномически утверждаемой наряду с онтологической полнотой сущности, или природы. Личность человека не детерминируема ни своей индивидуализированной природой, ни окружающей социальной или культурной средой. Человек сотворён Отцом, Сыном и Святым Духом не из божественной природы, а из ничего, следовательно, человеческая личность не детерминирована и божественной природой. Полнота личностной свободы человека выражается в самоопределении им образа существования и своей индивидуализированной природы, и природы общечеловеческой, и всего сотворённого безличного мира. 3. Открытость, предполагающую личностное превосхождение механизмов самоопределения, характерных для индивидуализированной природы, и поэтому тесно связанная со свободой. Открытость человека как богообразной личности выражается в двух аспектах. Первый заключается в отдаче человеком своего природного содержания в личностном общении, в использовании человеческой личностью всех ресурсов своей индивидуализированной природы в служении Божественным Лицам и человеческим личностям (ср.: Деян. 20:24; 1 Кор. 9:18–19). Парадоксальным для индивидуалистической антропологической парадигмы образом именно в истощании своей индивидуализированной природы человеческая личность достигает полноты бытия, уподобляясь Христу (см. в ст. Кеносис). Второй аспект открытости заключается в принятии человеческой личностью всего природного содержания, передаваемого ей Божественными Лицами и человеческими личностями. Его реализация означает принятие индивидуальных психологических, социальных, культурных и других природных особенностей всех тех людей, в общении с которыми пребывает человек, и проявляется в искреннем заинтересованном восприятии идей, проектов, действий, в которых другие люди осуществляют своё служение Богу и ближним. Он выражается также в сострадании, сорадовании, сопереживании окружающим, в соучастии в единой жизни всех одушевлённых существ, всего сотворенного мира. При этом, как и при воипостазировании (см. ст. Воипостасное) всей полноты человеческой природы Вторым Лицом Святой Троицы, личностная открытость предполагает принятие только природных качеств и проявлений людей, не означая восприятия греха или греховных страстей, которые рассматриваются в православном богословии как искажения природы, не обладающие собственной субстанциальной основой.

 



 
PR-CY.ru