ЛИЦО - Страница 12

Исследователи отмечают, что богословское содержание понятия «личность» в православной христологии современные авторы проясняют, рассматривая те сотериологические причины, по которым святые отцы отвергли ряд еретических представлений о Христе. Главное отличие христологии аполлинарианства заключается в понимании Боговоплощения как замещения в человеке высшей части его сложной природы (ума или духа) Божественным Словом. Православное утверждение об отсутствии во Христе человеческой личности не означает признания аполлинарианского тезиса об отсутствии в Нём человеческих ума, сознания и самосознания. Поэтому из отвержения аполлинарианства следует несводимость человека как личности к его сложной природе даже на уровне таких её наиболее совершенных составляющих, как ум, или дух. Исследователи отмечают, что основной богословский недостаток несторианства, выделяемый православными авторами, заключается в предполагаемом им наличии во Христе не только двух совершенных природ (божественной и человеческой), но и двух Лиц (личностей), или ипостасей, – Второго Лица Святой Троицы и человеческой личности. Из отвержения несторианского утверждения о присутствии человеческой личности во Христе с одновременным признанием в Нём индивидуализированной человеческой природы следует вывод о том, что в православной антропологии понятие «человеческая личность» не сводится к понятию «человеческий индивид», что в отличие от индивида личность невыразима посредством индивидуальных отличительных особенностей природы. Это положение позволяет исследователям утверждать, что совершенная человеческая природа Христа, обладая всеми характерными для человека индивидуальными отличительными признаками, не только не отделяет Его от людей, но и охватывает и, таким образом, исправляет природу всего человечества. Отвергая монофизитство, святые отцы настаивают на тезисе о соединении божественной и человеческой природ не в единой богочеловеческой природе, а во Втором Божественном Лице. Тем самым они отстаивают личностно свободный характер Боговоплощения как выражения любви Бога к человеку, не обусловленной никакой природной необходимостью. В полемике с представителями моноэнергизма и монофелитства святые отцы из положения о полноте человеческой природы, воспринятой Христом, делают вывод о наличии у Него как человеческого действия, так и человеческой воли. При этом единой и единственной личностью Христа является Второе Лицо Святой Троицы. Иначе говоря, несмотря на обладание человеческим действием и человеческой волей, Христос не является человеческой личностью. Эти богословские положения означают, что действие и воля относятся к природе, а не к личности. Вывод о несводимости человеческой личности к воле позволяет дать богословское обоснование традиционной христианской аскетической практике послушания и отсечения воли.

 



 
PR-CY.ru