ЛИЦО - Страница 2

C этого времени подобные лица регулярно появляются в песнопениях «Стихираря» и «Триоди», реже – «Октоиха» и «Ирмология», однако только в тайнозамкненном виде. Исследователи находят примечательным, что местоположение лицевых оборотов в древнерусских рукописях и ипостасей в византийских источниках нередко совпадает (например, в стихире на Рождество Богородицы «Днесь неплодове» на слове «благодате» в «Стихирарях» XII в. может стоять знак фиты (Исторический музей), впоследствии заменённый на лицевой оборот (Российская государственная библиотека), а в византийском «Стихираре» первой половины XIII в. слово «благодать» выделено использованием ипостаси «ксирон клазма»). Исследователи отмечают, что для лиц такого типа характерны начертания не только со змиицей (их отличительным признаком является также употребление следующих подряд несколько стрел или статий). C последней четверти XVI в. количество подобных лиц увеличивается, и их графический облик получает индивидуальные черты, поскольку сочетания знаков, образующих начертания лиц, становятся более стабильными. В этот период распространяются длительные разводы лиц дробным знаменем, т.е. с помощью последовательности простых знаков знаменной нотации. Они могли фиксироваться, в основном, тексте песнопения; при этом тайнозамкненное начертание помещалось либо перед разводом, либо на полях. Исследователи полагают, что тайнозамкненность лиц позволяла до определённой степени импровизированное воспроизведение их мелодического содержания, что приводило к появлению в устной практике различных местных или авторских разводов. В этот период они закрепляются в письменном виде: в рукописях исследователи обнаруживают запись песнопений с разведёнными лицевыми оборотами и указаниями на их принадлежность определённой певческой школе или автору. В последней четверти XVI в. также получает распространение «разведённая» редакция мелизматического мелоса евангельских стихир, длительное время бытовавшего в тайнозамкненной записи. Развод поздних графических начертаний лиц позволяет исследователя отметить следующую особенность их графического содержания: нередко начальные и конечные простые знаки, окружающие змиицу в разводе, расшифровываются согласно их азбучному значению, и в таком случае оказывается, что «тайнозамкненным» смыслом обладала только центральная часть – змиица-катавазма. Долгое время в теоретических руководствах лица не классифицировали. В «Ключе знаменном» (1604 г.) в разделе «Розвод знамени мудрому и фитам изо всех гласов...» выписаны наряду с разводами фит также и лицевые обороты, но без их тайнозамкненного начертания. На протяжении XVII в. лица, как правило, перечисляются в так называемых фитниках наряду с фитами (см., например, фитники Феодора Хрстианина (Российская национальная библиотека, 1660 гг.), из «Ключа разумения» (Российская государственная библиотека, последняя четверть XVII в.), из рукописи Исторического музея (конец XVII в.).

 



 
PR-CY.ru