ЛЕВ I, Фракиец - Страница 2

Городские власти во главе с комитом Дионисием восстановить порядок не смогли. Православныый патриарх Протерий был вынужден перейти в базилику Квириниана. 28 марта, в канун Пасхи, произошло новое возмущение толпы, и патриарх Протерий был убит; его тело протащили по улицам и сожгли на ипподроме. Обе стороны конфликта апеллировали к суду Льва I. Чиновник, которого Лев I вскоре отправил в Александрию, ограничился наказанием непосредственных виновников убийства патриарха Протерия, но не выдвинул обвинений против Тимофея ШШ Элура. Понимая, что захват Александрийской кафедры монофизитами ставит под вопрос всю религиозную политику империи, Лев I некоторое время склонялся к мысли о созыве нового Вселенского Собора. Однако Кjycnfynbyjпольский патриарх Анатолий (449–458 гг.) и папа Римский Лев I Великий (440–461 гг.) категорически возражали против этого, тем более что сам Тимофей II Элур ратовал за созыв нового Собора, который, как надеялись монофизиты, мог бы позволить им пересмотреть халкидонские вероопределения. В конце 457 или начале 458 г. Лев I разослал всем епископам империи окружное послание («Энкиклион»), в котором провозглашал верность константинопольского правительства постановлениям Халкидонского Собора, а также призывал всех обсудить вопрос о признании Тимофея II Элура патриархом Александрии и известить Константинополь о своих решениях. К «Энкиклиону» прилагались ходатайства, направленные в адрес Льва I обеими сторонами александрийского конфликта. Почти все епископы поддержали халкидонское вероисповедание Льва I и высказались против Тимофея II Элура. Вопреки большинству осмелился выступить только епископ Амфилохий Сидонский, которого Лев I потребовал немедленно низложить, но заступничество Аспара позволило тому остаться на кафедре. Этот вопрос занял довольно много времени, как исследователи могут судить из посланий папы Римского Льва I Великого к императору Льву I Фракийцу. Летом 458 г. Тимофей II Элур был низложен, арестован и выслан из Александрии в Гангру (ныне Чанкыры, Турция). Его арест сопровождался новыми беспорядками в Александрии, а на пути следования от Берита до Гангры Тимофей II Элур встречал сочувствие значительной части народа. В Гангре Тимофей II Элур, получая большие суммы денег из Александрии от своих приверженцев, раздавал их бедным, чем вызвал резкое недовольство местного епископа, т.к. тем самым вторгался в сферу его полномочий. Через несколько лет Тимофей II Элур был сослан в Херсон (Крым), где содержался до конца жизни Льва I Фракийца. Александрийскую кафедру занял халкидонит Тимофей III Салофакиол, который своим благочестием сумел расположить к себе даже монофизитов. Тем не менее, опасаясь участи патриарха Протерия, он всё же держал при себе вооружённую охрану. Однако развитие монофизитского движения продолжалось. В конце 460 гг. получил известность новый лидер монофизитов Пётр Гнафевс, монах монастыря Акимитов в Константинополе, входивший в круг приближённых Зинона, будущего императора (474–476 гг.). Около 468 г. вместе с Зиноном он прибыл в Антиохию и начал там монофизитскую проповедь. В 469 г. Антиохийский патриарх Мартирий, обеспокоенный ростом влияния монофизитов, отправился в Константинополь, где был принят императором Львом I и патриархом Геннадием I, которые обещали ему поддержку.

 



 
PR-CY.ru