ЛЕСНИНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 2

В изданной Холмским православным церковным Богородицким братством брошюре о Леснинской иконе указано, что инициатором изъятия у православных иконы был леснинский ксёндз Яницкий. Он стал сразу фиксировать чудеса от иконы и сделал за время своего настоятельства в костёле около 500 записей. Спустя 14 лет добился назначения комиссии по обследованию чудес от иконы. 24 ноября 1700 г. католический епископ Луцкий и Брестский Францишек Миколай Пражмовский объявил икону чудотворной. В 1716 г. польский князь Кароль Станислав Радзивилл украсил образ золотыми венцами (исчезли в 1812 г., во время французского нашествия). С 1752 г. Лесна стала центром парафии монахов католического Ордена паулинов с чудотворной иконой в новом костёле (1731–1758 гг.) и образованном при нём монастыре. Представители Холмского православного братства в исследовании об иконе подчёркивали, что дата объявления иконы чудотворной не стала официальным днём её празднования, католики и униаты продолжали приходить на поклонение к иконе в дни православных праздников: 8 сентября, в Рождество Пресвятой Богородицы, и 14 сентября, когда отмечается Воздвижение Креста Господня. Кроме того, в сборник ксёндза Яницкого чудо о перенесении иконы ангелами из Буковичей в Лесну было включено спустя 30 лет, что исследователи рассматривают как попытку таким образом обосновать появление иконы у католиков. В 1863 г. монастырь монахов-паулинов стал местом собраний мятежников во время Польского восстания, распоряжением российского правительства был упразднён (богослужения в костёле продолжали совершать); за агитацию перехода в католичество в период очищения униатского обряда (1865–1875 гг.) костёл был передан православным. Была возвращена также Леснинская икона, явленная «для ободрения и утешения тамошним православным». 25 апреля 1884 г. при леснинском храме была учреждена Свято-Богородицкая женская община, преобразованная в августе 1889 г. в Леснинский Богородицкий женский монастырь. Бывший костёл перестроили и освятили в честь Воздвижения Креста Господня, поставили низкий двухъярусный иконостас, который не скрывал чудотворную икону, находившуюся в алтаре на Горнем месте (исследователи полагают, что местоположение Леснинской иконы, а также её убранство, сложившиеся при паулинах, были сохранены). Она помещалась «в высокой, двухсаженной нише, имеющей вид католического алтаря, с колоннами по бокам», ниша была украшена «двумя большими золочёными херувимами и множеством различных золотых и серебряных привесок».

 



 
PR-CY.ru