ЛЮБЛИНСКОЕ БРАТСТВО - Страница 2

Составители документа («князья и паны, обыватели воеводства Волынского») мотивировали свои действия тем, что они следуют примеру «предков своих, а фундаторов церкви тое» (Архив Юго-Западной Руси, часть 2, том 1). Исследователи полагают, что к этому времени приобрёл устойчивые формы своего рода коллективный патронат значительной и влиятельной группы волынской шляхты над Спасо-Преображенским храмом и над братством. В 1607 г. на средства этих людей началось строительство каменного здания церкви. Характер отношений шляхетских патронов и членов Люблинского братства документ 1601 г. не раскрывает. Исследователи отмечают, что данные о клире Спасо-Преображенской церкви незначительны. Во второй половина XVI в. в церкви служил священник Пётр (1554–1585 гг.), затем его сыновья Николай и Савва. В 1594 г. Савва вместе с мещанами из Люблина ходатайствовал перед митрополитом о создании Люблинского братства. В конце XIX в. в одном из храмов под Люблином находилась книга поучений на праздничные дни, которую переписал священник Николай в 1595 г. Исследователям была известна рукопись 1527 г., где сообщалось, что она принадлежит священнику Петру, его сыну Савве и Люблинскому братству. В июле 1599 г. один из шляхетских патронов, князь Юрий (Ежи) Чарторыйский, участвовал в урегулировании отношений между Саввой Петровичем и братством, князь выплатил священнику 120 злотых за передачу в ведение братства церковного имущества. Преемником Саввы стал в начале XVII в. священник Василий. Наблюдая события, происходившие после заключения Брестской унии, он пришёл к убеждению, что православным в Речи Посполитой нужен полный и исправный славянский текст «Кормчей книги». Василию удалось получить текст «Кормчей книги» в Русской редакции из связанного со Львовской кафедрой Уневского монастыря. Когда Василий выяснил, что многие каноны в рукописи помещены в сокращённом виде, он решил значительно дополнить книгу переводами текстов из латинского издания «Номоканона» патриарха Фотия с толкованиями Феодора Вальсамона 1561 г. Работа над двумя сохранившимися списками «Кормчей книги» была завершена 3 июля 1604 г. В Люблине понимали значение этого труда, т.к. в 1616 г. «Правила святых отцов» были посланы оттуда Львовскому братству с предложением напечатать их. В одном из списков памятника сохранилась заметка о землетрясении в церкви св. Георгия во Львове, что также указывает на сохранение связей между православными Люблина и Львова. Позднее братство, как полагают исследователи, нанимало для совершения богослужения священников по договору. О жизни братства в первые десятилетия XVII в. исследователям известно немного. В это время серьёзно изменился состав влиятельных патронов братства, т.к. многе волынские князья и паны изменили вере своих отцов. Так поступил, в частности, не позднее 1608 г. князь Юрий Чарторыйский. Вместе с тем продолжали сохраняться связи между Люблинским братством и волынской православной шляхтой. Её лидер Лаврентий Древинский сделал вклад в размере 400 золотых. Он же уговорил в 1624 г. ректора Киевской братской школы Касьяна Саковича стать проповедником в Спасо-Преображенском храме. Позднее, покинув Люблин, Касьян Сакович с негодованием писал, что в храме всем распоряжаются мещане.

 



 
PR-CY.ru