ЛЮБЛИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО - Страница 9

В июле 1919 г. польский министр вероисповеданий и образования Ян Лукашевич добился от Мариана Леона Фульмана временного прекращения ревиндикации и согласия на легализацию в Люблинском воеводстве 29 православных приходов. Исследователи полагают, что до конца 1919 г. этими общинами управлял Белостокский епископ Владимир. Живший до 1920 г. в Москве настоятель Яблочинского Онуфриевского монастыря архимандрит Сергий (Королёв) указом патриарха и Синода от 30 октября 1920 г. был назначен управляющим Холмско-Люблинской епархией. 30 апреля 1921 г. он был хиротонисан в Вильно во епископа Бельского, викария Холмской епархии. В сентябре 1921 г. епископ Сергий (Королёв) посетил Хелм, Томашов (ныне Томашув-Любельски) и другие места, но нигде не задерживался, т.к. польские власти пресекали его попытки управлять приходами края. На просьбу епископа Сергия (Королёва) разрешить ему жить в Хелме или Люблине польские власти ответили отказом. Епископ поселился в Яблочинском монастыре. Стремясь не допустить возрождения в Люблинском воеводстве православия, власти Польши не позволили вернуть на Холмщину Холмскую духовную семинарию, с 1918 г. она размещалась при кременецком Богоявленском монастыре на Волыни. В начале 1920 гг. в Хелме была снесена Кирилло-Мефодиевская часовня, построенная в честь воссоединения холмских униатов с православной церковью. В 1921 г. был преобразован в гарнизонный костёл, в 1924–1925 гг. разобран Крестовоздвиженский кафедральный собор в Люблине, в котором власти видели один из символов русификации. В 1918–1922 гг. с небольшими перерывами осуществлялась первая кампания ревиндикации, в ходе которой в Люблинском воеводстве 127 бывших православных (до 1875 г. – униатских) церквей были преобразованы в римско-католические костёлы (из них 85 – в Люблинском диоцезе, 42 – в Седлецко-Подляшском диоцезе), шесть церквей были приспособлены под школы или больницы, 11 сгорели. Оставались опечатанными ещё больше 160 храмов. В ведении православной церкви в 1923 г. находилось 37 храмов, главным образом, в Хелмском, Хрубешувском, Томашувском и Влодавском повятах. В 1923 г. власти предприняли попытку закрыть и передать католикам Яблочинский Онуфриевский монастырь, хотя данная обитель никогда не была униатской, всегда сохраняла верность православию. Православным украинским деятелям Холмщины удалось возобновить в селе Турковицы на месте существовавшего до войны женского монастыря мужской скит – Турковицкое Покровское подворье Яблочинского Онуфриевского мужского монастыря, устроенное при бывшей монастырской часовне рядом с православным кладбищем. Однако в 1924 г. власти признали в Люблинском воеводстве 54 православные общины (49 были приходами и пять – «филиальными этатовых общин»), Турковицкого монастыря среди них не было. До 1937 г. действовало ещё около двадцати временных молитвенных помещений в часовнях или в сельских домах. Были легализованы шесть благочиннических округов: Бяльский, Билгорайский, Влодавский, Хрубешувский, Томашувский и Хелмский. Власти пошли на такие уступки православным вследствие того, что активизировали свою борьбу на сеймах избранные в 1922 г. украинские депутаты от Люблинского воеводства Антон Клементьевич Васиньчук и С. Любарский.

 



 
PR-CY.ru