ЛЮБЛИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО - Страница 3

В 1877 г. в числе первых было возобновлено Замостское Николаевское братство в городе Замостье. Гражданские власти, добиваясь воссоединения униатов с православием, в ряде случаев применяли жёсткие методы, процесс воссоединения проходил сложно и не всегда был успешным. Некоторые формально православные жители края отказывались посещать православные церкви, отмечались случаи проведения ими похорон без участия священников. Гражданские власти препятствовали ксёндзам совершать требы для «упорствующих» и «колеблющихся» (так в официальных документах именовались формально записанные в православие униаты). По этой причине католические священнослужители часто не вносили в местные метрики записи о совершении ими крещений и венчаний, а отсылали данные о них за границу – в Краков или Белз. Тайно придерживавшиеся униатского обряда жители края направлялись за совершением треб в костёлы: Всех святых, Святого Духа в Варшаве и др. Польские помещики-католики препятствовали воссоединению с православием местного населения, поощряя переход униатов в католичество. В 1878 г. в Беле, Варшаве, Люблине, Грубешове и других местах были организованы тайные римско-католические миссии для униатов (их деятельность курировали монастыри иезуитов в Варшаве, Кракове и других городах). Появилось послание папы Римского к «сохраняющим верность унии» в Холмской и других епархиях, в котором требовалось отмежеваться от «схизматиков» и «отступников». 9 декабря 1878 г. епископ Маркелл (Попель) был переведён на Подольскую и Брацлавскую кафедру. Целью этого было противодействие усилившемуся в приходах Холмщины влиянию галицких священнослужителей, которых привлёк епископ Маркелл (Попель); они вступали в конфликты с местными клириками. Кроме того, отношения епископа Маркелла (Попеля) с назначенным в конце 1875 г. Холмско-Варшавским архиепископом Леонтием (Лебединским) были напряжёнными: Люблинский епископ стремился подчинить правящего архиерея своему влиянию и, как полагают исследователи, желал выделения Люблинское викариатство в самостоятельную епархию. В 1877 г. по требованию гражданских властей и архиепископа Леонтия (Лебединского) был уволен ректор Холмской духовной семинарии Ипполит Криницкий, уроженец Галиции, ректором в 1877–1889 гг. был протоиерей Михаил Добрянский, уроженец Подолии. Тем не менее, влияние галицкой группы сохранялось и после удаления епископа Маркелла (Попеля) из Холма. На Люблинское викариатство был назначен епископ Модест (Стрельбицкий), уроженец Подольской губернии, хорошо знакомый с униатской проблематикой. При епископе Модесте (Стрельбицком) полномочия викария были ограничены, Холмско-Варшавский архиерей усилил контроль над воссоединёнными с православием приходами. В крае возрождалось братское движение. В 1877 г. при Николаевском храме в Замостье начало работу Николаевское братство вместо ставропигиального братства (Замойской ставропигии), существовавшего в 1616–1698 гг. В 1879 г. было учреждено холмское Свято-Богородицкое братство при кафедральном соборе, его основателем и первым главой стал Люблинский епископ. По предложению епископа Модеста (Стрельбицкого) Холмское духовное правление собрало мнения благочинных по вопросу образования приходских братств и в 1881 г. разработало их типовой устав.

 



 
PR-CY.ru