ЛЮБЛИНСКАЯ и ХЕЛМСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 8

Настоятель прихода в Костомлотах иезуит восточного обряда Иоанн Чорнок, после немецкой оккупации края в 1940 г. благодаря своим связям с украинскими деятелями добился сохранения церкви в качестве униатской, а следующий настоятель, священник Александр Прилуцкий, в 1947 г. не допустил перевода храма в латинский обряд и сумел доказать властям необходимость сохранения своей общины – единственной внутри Римско-католической церкви, придерживавшейся византийско-славянского обряда. В настояще время (как и прежде) приход окормляют монахи Ордена мариан, имевшие в Костомлотах в 1998–2007 гг. монастырь. Духовенство прихода также обслуживает Николаевский храм в селе Стары-Павлув Бяльского повята (передан неоуниатам в 2006 г.) и Николаевский храм в селе Хородло Хрубешувского повята (униатские богослужения совершаются с 2007 г.). При храме в Костомлотах есть санктуарий во имя святых мучеников Подляшья, канонизированных в 1996 г. В 1990 гг. началось возрождение греко-католической церкви в Люблинском воеводстве. Первым в 1991 г. возобновил свою деятельность на территории, относившейся до 1946 г. к униатской Перемышльской епархии, Николаевский храм в селе Хребенне Томашувского повята, приписанный к Николаевскому приходу города Любачув. В ноябре 1997 г. на территории Музея польской деревни в городе Люблин в здании старинной деревянной церкви, перенесённой из села Тарношин, был освящён униатский Рождество-Богородичный храм, в 1992–1997 гг. греко-католики совершали богослужения в бывшем неоуниатском костёле св. Иосафата в Люблине. В 1999 г. при римско-католическом костёле св. Ядвиги в городе Янув-Любельски была основана община Сестёр служебниц Непорочной Девы «византийско-украинского обряда», в 2001 г. обитель получила келейный корпус и храм в честь иконы Божьей Матери «Неустанная Помощь». В 2000 г. открылась Николаевская церковь в селе Седлиска Томашувского повята. В 2004 г. возобновлён Богоявленский храм со св. источником в селе Корчмин Томашувского повята, откуда происходит особо почитаемая Корчминская чудотворная икона Божьей Матери. С 2007 г. совершаются богослужения в Михайловском храме в селе Мыцув Хрубешувского повята. В мае 2008 г. после 60-летнего перерыва возобновилось богослужение в греко-католическом Николаевском храме в Хелме. Таким образом, в Люблинском воеводстве в ведении Перемышльско-Варшавской греко-католической митрополии находится семь храмов, часть которых (сельские церкви) используется униатами поочерёдно с римо-католиками. Ведутся работы по восстановлению двух униатских церквей, имеющих музейный статус: святителя Николая в селе Выжлув Хрубешувского повята и святой Параскевы в селе Княже Томашувского повята. Духовенство византийско-славянского обряда (неоунии) представляет отдельную от униатов юрисдикцию в непосредственном ведении римско-католического примаса Польши, к неоунии относится храм в Костомлотах с санктуарием во имя подляшских мучеников, канонизированных в 1996 г. В основном, клир данного обряда составляют римско-католические священники-биритуалисты. Попытки расширения деятельности неоуниатских клириков в 2006–2007 гг. вызвали негативную реакцию как со стороны православных, так и со стороны отдельных деятелей Украинской греко-католической церкви.

 



 
PR-CY.ru