ЛЮБЛИНСКАЯ и ХЕЛМСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 7

В январе 1931 г. открыт приход в селе Шустка, в 1933 г. – в местечке Кодень. В Люблинском диоцезе проект неоунии из-за отсутствия поддержки со стороны епископа Марианна-Леона Аарона Яновича Фульмана стал реализовываться в начале 1930 гг. В 1931 г. были открыты неоуниатские общины в местечке Хородло (построенный в 1931–1932 храм святителя Николая) и в селе Грабовец (храм святого Каетана), они стали викариатствами при римско-католических костёлах. В виде исключения епископ Марианн-Леон Аарон Янович Фульман пригласил для обслуживания этих общин группу монахов-василиан из Галичины, им же было разрешено служить в переданных под костёлы бывших униатских храмах в сёлах Матче, Свидники и Теребин Хрубешувского повята, где местное украинское население не принимало латинский обряд. В целом среди неоуниатского клира преобладали бывшие православные священники-ренегаты, было несколько иезуитов и облатов из категории биритуалистов, пытавшихся создать миссионерские центры (в 1927 г. организована миссия паулинов в селе Лесна, в 1929 г. – миссия облатов в местечке Кодень, в 1934 г. – миссия студитов в селе Шостка Радзынского повята). В Люблинском воеводстве неоуниатские общины существовали, главным образом, в Бяльском и Хрубешувском повятах. Неоуния использовалась польскими светской и церковной властями как вспомогательный инструмент в религиозной и национальной ассимиляции украинского населения. Основной упор делался на перевод православных непосредственно в латинский обряд, неоуния была промежуточной стадией в этом процессе. По данным епископской курии Люблинского римско-католического диоцеза (как полагают исследователи, завышенным), в 1923–1938 гг. из православия в католичество перешло около 140 тыс. жителей края. На 1939 г. в Люблинском воеводстве в полном или частичном распоряжении неоуниатского духовенства находилось 24 храма, из них 16 относилось к Подляшскому диоцезу, 8 – к Люблинскому диоцезу. Большинство приходов были сельскими. В 1940 г. первый неоуниатский храм региона в селе Голя был переведён в православие, настоятель Александр Прилуцкий изгнан из села. При этом оккупационные власти в 1941 г. согласились на сохранение прихода восточного обряда в местечке Тересполь, при условии его подчинения Андрею (Шептицкому), а не местному римско-католическому епископу. Неоуниатские филиальные храмы в Хородло и Грабовце перешли в юрисдикцию Украинской греко-католической церкви (УГКЦ), которой в 1941 г. был передан Николаевский храм при бывшей Холмской униатской семинарии. Только на севере Подляшья в период оккупации продолжали действовать приходы, сохранявшие свой неоуниатский статус – как отдельной юрисдикции в Римско-католической церкви. Почти все неоуниатские общины, кроме смешанного украинско-белорусского прихода во имя святого Никиты в селе Костомлоты, прекратили существование в 1947 г. в ходе операции «Висла», когда из Люблинского воеводства были выселены около 9,5 тыс. украинцев-униатов (в 1947 г. были упразднены три последних украиноязычных прихода византийско-славянского обряда: в Докудове, Бубеле и Полосках).

 



 
PR-CY.ru