ЛЮБЛИНСКАЯ и ХЕЛМСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 5

После упразднения в 1875 г. Холмской греко-униатской епархии в ряде мест, прежде всего, в Южном Подляшье, сохранялась униатская оппозиция, тесно связанная с местным римско-католическим духовенством. Многие бывшие униаты, формально присоединившиеся к православной церкви, тайно ходили в римско-католические костёлы. В 1905–1906 гг. свыше 200 тыс. бывших униатов и их потомков (преимущественно украинцы) объявили себя католиками («калакуты»), их число с каждым годом росло. После образования в 1912 г. Холмской губернии массовый переход православных в католичество удалось остановить, с началом войны в 1914 г. римско-католическая экспансия возобновилась. Как правило, переход в латинский обряд предполагал и национальную ассимиляцию бывших униатов. В 1914 г. митрополит Андрей (Шептицкий) выступил с планом распространения унии в западных губерниях Российской империи в условиях войны и с этой целью тайно рукоположил во епископа Луцкого Иосифа Боцяна, которому была поручена миссионерская деятельность на Волыни. В начале 1918 г. польские власти запретили его проживание в Луцке, после чего епископ был отправлен для работы среди православных на Холмщину. Он посетил Холм, Люблин, Грубешов, установил контакты с некоторыми бывшими униатскими священниками. 2 апреля 1918 г. митрополит Андрей (Шептицкий) возобновил униатскую Холмскую епархию, назначив Иосифа Боцяна её временным администратором с местом пребывания в Люблине, после чего епископ начал добиваться передачи греко-католикам их бывшей собственности, в частности, бывшего Турковицкого Покровского монастыря василиан, захваченного римо-католиками в начале 1918 г. в числе первых. В августе 1918 г. в своём ответе Иосифу Боцяну комиссия немецких оккупационных властей, созданная для разрешения споров между униатами и римо-католиками, признала необоснованными претензии униатов на бывшие православные храмы в местечке Щебрешин, сёлах Турковицы и Кособуды, а также на действовавший до 1875 г. монастырь василиан в селе Радечница. В связи с тем, что до 1919 г. большинство православного духовенства Холмщины оставалось в эвакуации в соседних регионах Украины и Белоруссии, действия епископа Иосифа Боцяна и сопровождавших его священников из Галиции имели определённый успех: им разрешали служить в недействующих православных церквах. В 1918–1919 гг. частыми были случаи перехода из латинства в восточный обряд «калакутов». Успешность галицких униатов, переход в униатство значительного числа римско-католических верных вызывали недовольство польских ксёндзов, стремившихся не допускать священников-галичан в свои приходы. Конфликты между латинянами и униатами имели место в селе Дрелюв Люблинского уезда, в городах Бела (польск. Бяла-Подляска), Влодава и Щебржешин, сёлах Радечница, Липско и Суховоля Замостского уезда (с ноября 1918 г. – повяты). Ксёндзы обвиняли приезжих галичан в проукраинской и антипольской пропаганде. В связи с провозглашением независимости Польши митрополит Андрей (Шептицкий) решил договориться с римско-католической иерархией. В ноябре 1918 г. делегированные митрополитом Андреем (Шептицким) в Люблин священники Матфей Хомань и Василий Кирилюк обратились к римско-католическому Люблинскому епископу Мариану Леону Фульману за разрешением служить в пустующих бывших униатских храмах, но получили отказ.

 



 
PR-CY.ru