ЛЕМКОВЩИНЫ АПОСТОЛЬСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ - Страница 9

Такие действия фактически утвердил секретарь Конгрегации Восточных Церквей кардинал Эжен Тиссеран, который направил 12 января 1948 г. указ примасу Польши кардиналу Августу Глонду. В документе говорилось, что после выселения духовенства и верных восточного обряда их храмы и церковные имения должны перейти в ведение епископов соответствующих латинских диоцезов (в данном случае Краковского архидиоцеза, Тарновского и Пшемысльского диоцезов). 29 ноября 1956 г. руководители греко-католических общин Польши Василий Гриник и Мирослав Рипецкий направили примасу Польши мемориал, в котором поставили вопрос о реституции греко-католической церковной собственности, большая часть которой отошла римо-католикам, а также о восстановлении Перемышльской епархии и Апостольской администрации Лемковщины. 14 марта 1957 г. примас Польши заявил об отказе выполнить эти пожелания из-за «отсутствия согласия со стороны правительства», было запрещено возобновлять греко-католические общины на юго-востоке Польши (на Лемковщине). В этих условиях значительная часть лемков, которым удалось вернуться на родину, начала переходить в православие. На Лемковщине плодотворно работал православный священник Иоанн Левяр из села Бартне Горлицкого повета, который в 1957–1958 гг. открыл 14 лемковских приходов, в 1959 г. возглавил созданный для Лемковщины Жешувский деканат Варшавской епархии. К началу 1990 гг. на Лемковщине действовало 29 православных храмов. Римо-католики пытались вернуть себе бывшие униатские храмы в сёлах Ждыня, Бартне, Роздзеле, Кункова, Лещины, Поляны, Зындранова, Пельгжимка, перешедшие православным. В 1968 г. в Пшемысле был возобновлён униатский Перемышльский капитул во главе со священником Гриником, получившим 8 сентября 1967 г. назначение на должность генерального викария римско-католического примаса Польши для греко-католиков. Таким образом появилась возможность для легальной деятельности униатов на Лемковщине. Усилиями Гриника в начале 1970 гг. были образованы первые со времён депортации лемков униатские приходы в селе Усьце-Горлицке и Роздзеле. На рубеже 1970 и 1980 гг. возобновлены четыре униатских прихода на Лемковщине, в 1990 гг. было создано ещё десять униатских общин, составивших Санокский и Краковско-Крыницкий деканаты. Униатские структуры претендовали на ряд православных храмов, им удалось получить храм в селе Жепедзь и добиться проведения поочерёдных с православными богослужений в храме села Белянка. В настоящее время униатство в регионе уступает православию: действуют 24 православных храма и 16 униатских. Не меньше десятка бывших лемковских церквей используются как костёлы в тех сёлах, где лемки уже не живут. Из-за малочисленности униатов на территории Лемковщины вопрос о восстановлении Апостольской администрации Лемковщины не ставится.



 
PR-CY.ru