ЛЕМКОВЩИНЫ АПОСТОЛЬСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ - Страница 4

Откликаясь на эту резолюцию и уступая желанию польских властей стабилизировать церковную ситуацию, деканальный съезд православного духовенства Лемковщины 30 мая 1933 г. принял заявление, в котором предписывалось не проводить активной агитации в населённых пунктах с преобладанием греко-католиков и ограничить приём желающих присоединиться к православной церкви. 26 декабря 1934 г. Русская аграрная партия Лемковщины на четвёртом съезде выступила с резолюцией, в которой потребовала включения в Апостольскую администрацию Лемковщины всех лемковских сёл Польши. Реакцией православной Варшавской митрополии на создание Апостольской администрации Лемковщины стало решение в мае 1935 г. образовать вместо Малопольского благочиния два новых округа: Восточно-Малопольский (Восточно-Галицкий) под руководством архимандрита Филофея (Нарко) и Лемковский под руководством священника Георгия Павлишина, настоятеля прихода в селе Чарна (последний округ территориально соответствовал границам Апостольской администрации Лемковщины). По благословению митрополита Варшавского и всея Польши Дионисия (Валединского), в православном приходе лемковского села Чарна и в других местах ежегодно с 9 сентября 1934 г. (в день расстрела Макима Сандовича) совершалось поминовение «исповедников, за веру и народ лемковский пострадавших». Василий Масцюх предпринял действия, направленные на обеспечение Апостольской администрации Лемковщины духовенством местного происхождения. В апреле 1935 г. он поставил вопрос о переводе лемковских студентов из униатских семинарий Львова и Перемышля в римско-католические семинарии, что вскоре было реализовано. К сентябрю 1935 г. в римско-католическую Ченстоховскую семинарию в Кракове перевелись шесть лемковских студентов, в неоуниатскую Дубенскую Папскую межъепархиальную семинарию перешли три студента. Однако конфликт студентов-лемков, униатов, с польскими семинаристами-католиками привёл к тому, что лемкам отказали в обучении в Ченстоховской семинарии, и к сентябрю 1937 г. десять семинаристов перешли в Тарновскую семинарию. 20 июля 1935 г. Василий Масцюх подписал с Перемышльским епископом Иосафатом Коциловским соглашение, по которому из Лемковщины в Перемышльскую епархию переводились клирики, связанные с украинским движением, а на Лемковщину должны были перейти клирики «старорусской ориентации». 26 июля 1935 г. нунций Франческо Мармаджи провозгласил в Варшаве акт «Modus agendi» («Образ действий»), согласно которому обеспечение Апостольской администрации Лемковщины клириками должно было осуществляться через «обмен священниками» с униатской Перемышльской епархией. В сентябре 1935 г. Василий Масцюх объявил конкурс на замещение 49 вакантных священнических мест. В октябре того же года открыл при поддержке Львовского ставропигийского института училище псаломщиков в селе Врублик-Крулевски Кросненского повета. Уступая настойчивым требованиям Андрея (Шептицкого), Василий Масцюх 1 марта 1936 г. учредил первый на Лемковщине монастырь студитов при Николаевском храме в селе Флоринка. Василий Масцюх принадлежал к «старорусски» ориентированной части лемковского духовенства. В обращении к клирикам от 2 марта 1935 г. он запретил опускать в литургии слово «православный», подчёркивал необходимость «оставаться теми, кем нас создал Бог; родились русинами, и должны оставаться русинами до смерти, и детей воспитывать русинами».

 



 
PR-CY.ru