ЛЕМКОВЩИНЫ АПОСТОЛЬСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ - Страница 3

В обоих документах был отмечен временный характер администрации, учреждённой «в интересах восточного обряда». Апостольская администрация Лемковщины была непосредственно подчинена папе Римскому через апостольского администратора, но формально оставалась в составе Львовской церковной провинции восточного обряда (Галицкой униатской митрополии). Это особо подчеркнул нунций Франческо Мармаджи в письме митрополиту Андрею (Шептицому) от 12 февраля 1934 г. В том же письме нунций указал, что создание Апостольской администрации Лемковщины – вынужденный шаг для преодоления «схизматического движения» в условиях, когда епископ Иосафат Коциловский из-за слишком большой территории Перемышльской епархии не мог в полной степени осуществлять контроль за приходской жизнью. Тем самым проводилась мысль о возможном упразднении Апостольской администрации Лемковщины после стабилизации ситуации. Исследователи находят примечательным, что в декрете от 10 февраля 1934 г., согласно которому первым администратором Лемковщины назначался священник Николай Нагорянский (с определением ему местопребывания в селе Рыманув (ныне Рыманув-Здруй Кросненского повета)), говорилось о временном характере его полномочий до особых распоряжений папы Римского (вскоре священник Николай Нагорянский отказался от должности администратора). 11 декабря 1934 г. декретом Конгрегации Восточных Церквей администратором был назначен священник Василий Масцюх, также «с временными функциями» (Василий Масцюх, хотя и был уроженцем Лемковщины, но никогда в регионе не служил, преподавал в Перемышльской униатской семинарии и во Львовском университете, за «старорусские» взгляды был помещён в концлагерь Талергоф, после войны служил в селе Великая Горожанна Рудковского повета, под Львовом). Василий Масцюх служил, в основном, в Саноке, который был центром повета, курия (управление) Апостольской администрации Лемковщины находилась в Рымануве. В состав Апостольской администрации Лемковщины, согласно декрету от 10 февраля 1934 г., вошли девять деканатов: Буковско, Горлице, Грыбув, Дынув, Дукля, Кросно, Мушина, Рыманув, Санок (несмотря на принадлежность Санока (укр. Сяник) Апостольской администрации Лемковщины, Перемышльский епископ Иосафат Коциловский продолжал титуловаться как «Перемышльский, и Самборский, и Сяницкий»). Деканаты объединяли 118 приходов (по другим данным, 111 штатных и 11 миссионерских приходов), 309 сёл, 138 тыс. верных (по другим данным, 127 тыс. человек, очевидно, с учётом потерь вследствие «Тылявской схизмы»). В Перемышльско-Самборской униатской епархии после разделения осталось 45 деканатов и 490 приходов, в том числе в селениях со смешанным украинским и лемковским населением (например, в Леском повете, в Лупкувском деканате в Санокском повете). При этом в Апостольскую администрацию Лемковщины вошёл Буковский деканат, где к лемкам относили себя меньше половины верных. За событиями на Лемковщине заинтересованно следили Русская селянская организация (РСО) с центром во Львове и Русская аграрная партия Лемковщины. 22 мая 1932 г. съезд Русской селянской организации обратился к лемкам, униатам и православным с призывом прекратить межконфессиональные конфликты.

 



 
PR-CY.ru