ЛЕМКОВЩИНЫ АПОСТОЛЬСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ

ЛЕМКОВЩИНЫ АПОСТОЛЬСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ – особая единица в составе Галицко-Львовской униатской митрополии (Львовской церковной провинции), созданная для лемков Польши; существовала в 1934–1947 гг. Решение о создании Апостольской администрации Лемковщины было обусловлено массовым переходом в православие лемков-униатов, живших на территории современного Подкарпатского и Малопольского воеводств Польши. Движение лемков за возвращение в православие начал в 1911 г. священник Максим Тимофеевич Сандович, открывший домовый храм в селе Граб Дуклянского деканата (в Ясельском повете). В 1912 г. священник М.Т. Сандович был арестован, храм закрыт. Несмотря на это, православное возрождение постепенно распространилось на другие лемковские сёла: Оженна, Вишоватка, Длуге, Ждыня. Движение за воссоединение с православием было подавлено австро-венгерскими властями в начале Первой мировой войны. В сентябре-ноябре 1914 г. священник М.Т Сандович и его родственник (симпатизировавший православию униатский декан Мушинского округа священник Пётр Сандович) были приговорены к расстрелу военной администрацией; перешедший в православие священник Михаил Юрчакевич из села Чарна стал узником концлагеря. В январе-мае 1915 г., когда восточную часть Лемковщины заняли российские войска, была сделана слабая попытка возродить православное движение – в православие перешёл униатский священник Иосиф Кодельский из села Тарнавка. После отступления российских войск и начала новой волны репрессий русофильское и тяготеющее к православию униатское духовенство было выселено, отдельные его представители репрессированы. Вновь православное движение приняло широкий размах после 1926 г. («Тылявская схизма»). Переход лемков в православие в 1920 гг. был обусловлен конфликтом между униатским духовенством и паствой. Перемышльский епископ Иосафат Коциловский (1917–1947 гг.) и его окружение насаждали среди лемков «украинское национальное самосознание», политизировали церковную жизнь. В ноябре 1926 г. группа прихожан в сёлах Тылява и Тшчана (ныне Кросненского повета) перешла в православие, протестуя против деятельности униатского священника Кирилла Коциловского, двоюродного брата епископа Иосафата, которого обвинили в попытках латинизации литургии и «чрезмерной приверженности идеям украинизации». В январе 1927 г. по резолюции митрополита Дионисия (Валединского) в указанных сёлах были открыты православные приходы, 25 мая 1927 г. открыты приходы в сёлах Крулёва-Руска (ныне Крулёва-Гурна) и Богуши Грыбувского повета Краковского воеводства. Первым руководителем православной миссии на Лемковщине стал священник галицкого происхождения Михаил Иваськив, назначенный настоятелем прихода в Тыляве; 18 ноябре 1927 г. он был приговорён к большому штрафу по обвинению в организации столкновения в селе с униатской общиной. К 1928 г. в православие перешли общины храмов в сёлах Липна, Радоцына Горлицкого повета, Свежова-Руска и Свёнткова-Мала Ясельского повета, был образован православный приход в селе Чарна Горлицкого повета, настоятелем которого стал священник Михаил Грицай.

 



 
PR-CY.ru