ЛЬВОВСКОЕ УСПЕНСКОЕ БРАТСТВО - Страница 9

Это вызвало панику среди иезуитов, которые имели все основания считать, что вторая академия будет открыта во Львове на базе братского «гимнасиона», и, чтобы не допустить этого, добились провозглашения в 1661 г. Львовской коллегии иезуитов академией. Поскольку два высших учебных заведения в одном городе не могли существовать, православный «гимнасион» не стал академией. Обучение в школе Львовского Успенского братства было трёхступенчатым. На начальном этапе обучали чтению и письму по букварю, «Часослову» и «Псалтири». Второй уровень обучения состоял в «учити читати и на памяти многих речей ся учити», третий уровень предполагал «учити, читаючи, выкладати, розсуждати и розумети» (Центральный государственный исторический архив в Ленинграде). В средних и высших классах преподавали грамматику, поэтику, риторику, историю, диалектику, логику, арифметику, геометрию, географию, музыку, церковный устав, Священное Писание и Предание, учение о добродетелях (нравственное богословие), учение о праздниках (литургику). Учеников высшего уровня называли спудеями (студентами). Они не только получали знания, но и были одновременно репетиторами («педагогами»). В школе преподавали церковнославянский, греческий, латинский и польский языки. Первостепенное значение имело изучение церковнославянского языка, одновременно с которым изучали греческий язык. В уставе школы было отмечено, что ученики в школе не должны использовать разговорный язык, но им следует говорить по-славянски и по-гречески: «Абы дети един другого пытал по-грецку, абы ему отповедал по-словенску, и ты жи не мают из собою мовити простою мовою, едно словенскою и грецкою» (Центральный государственный исторический архив в Ленинграде). Преподавание греческого языка делало школу Львовского Успенского братства важным культурно-образовательным центром для всех православных земель. Большие надежды на школу Львовского Успенского братства возлагали восточные патриархи. В 1587 г. Александрийский патриарх Мелетий Пигас направил братству два послания, в которых призывал основать высшую греческую школу, т.к. такая академия не может существовать в Оттоманской Порте. Задачу создания грамматического руководства для братской школы выполнили её учителя и ученики под руководством епископа Арсения Элассонского. В 1588 г. начала печататься и в 1591 г. была издана греко-славянская грамматика «Адельфотес» («Грамматика доброглаголиваго еллино-словенскаго языка, совершеннаго искуства осми частей слова, ко наказанию многоименитому российскому роду»). В основу «Адельфотеса» были положены греческие грамматики Константина Ласкариса (1471 г.), Филиппа Меланхтона, Николаса Кленарда, Мартина Крузия и др. В «Адельфотесе» были заложены основы славянской грамматической терминологии, впоследствии получившей развитие в грамматиках Лаврентия Зизания (Вильно, 1596 г.), Мелетия (Смотрицкого; Евье, 1619 г.), русских грамматических сочинениях.

 



 
PR-CY.ru