ЛЬВОВСКОЕ УСПЕНСКОЕ БРАТСТВО - Страница 4

Львовское Успенское братство приняло активное участие в обсуждении способов исправления церковной жизни, развернувшемся в Западнорусской митрополии в конце XVI в. Переписка в 1580–1590 гг. членов Львовского Успенского братства с восточными патриархами, Константинопольскими Феолиптом II и Иеремией II, Александрийскими Иоакимом и Мелетием I Пигасом, свидетельствует о наличии глубокого и давнего конфликта между западнорусским епископатом и мирянами, которые добивались искоренения пороков в церковной жизни и реформ. Письма львовских братчиков содержат жалобы на епископов, в деятельности которых миряне видели основной источник неблагополучия в Киевской митрополии. Братчики писали о том, что Киевский митрополит Онисифор Петрович Девочка и епископы – «двоеженцы и блудодеи», за деньги они поставляют во иереи недостойных людей и им покровительствуют, не заботятся о просвещении паствы, об устройстве школ и типографий, выступают против «учения и учащих» (письмо аналогичного содержания, с требованием исправления церковной жизни, направили галицкие дворяне Киевскому митрополиту Онисифору в 1585 г.). Исследователи считают не случайным в уставе Львовского Успенского братства, утверждённом Константинопольскими патриархом Иеремией II, записано положение о прекращении повиновения епископу, если он отступит от истины и от канонов. Братчики надеялись на поддержку восточных патриархов, на сторону Львовского Успенского братства в конфликтах с епископами встали Константинопольский патриарх Иеремия II, Александрийские патриархи Иоаким и Мелетий Пигас. Чтобы противодействовать попыткам епископов укрепить свою власть над братствами (предпринятым, в частности, на Брестских Соборах), Львовское Успенское братство установило тесные контакты с Виленским православным Свято-Духовским братством. Обе мирянские организации планировали совместные действия на сейме в 1592 г. с целью получить от короля подтверждение привилегий Львовскому Успенскому братству. Представление о том, что недостойные епископы являются главным источником зла в Западнорусской церкви, и что улучшения ситуации можно добиться только в борьбе с ними, со временем укреплялось в Львовском Успенском братстве и получило отражение в многолетнем конфликте мирянской организации со Львовским епископом Гедеоном (Балабаном; после 1575 – 1607 гг.). В 1592 г. Львовское Успенское братство обратилось к Константинопольскому патриарху Иеремии II с просьбой прислать в Речь Посполиту патриаршего экзарха для проведения суда над недостойными архиереями и смещения их с кафедр; с такой же просьбой братство неоднократно обращалось и к Александрийскому патриарху Мелетию Пигасу. Исследователи считают, что такого рода действия мирян были одной из основных причин обращения западнорусских епископов к идее унии с Римом. К позиции братчиков были близки взгляды Иоанна (Вишенского), поддерживавшего контакты с Львовским Успенским братством, присылавшего во Львов свои сочинения.

 



 
PR-CY.ru