ЛУКИАН - Страница 7

Память Лукиана отмечается в «Типиконе Великой церкви» IX–XI вв. 15 октября без богослужебного последования. В «Студийско-Алексиевском Типиконе» 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, Лукиан не упоминается, но в рукописных славянских Минеях студийской традиции служба Лукиану помещена под 15 октября (см.: Исторический музей, XII в.); богослужебное последование включает канон четвёртого гласа (без указания авторства), цикл стихир-подобнов, два седальна. В «Евергетидском Типиконе» второй половины XI в., отражающем малоазийскую редакцию Студийского устава, 15 октября совершается служба Лукиану с пением на утрене «Аллилуийя»; на «Господи, воззвах» назначаются четыре стихиры-подобны Лукиану; на утрене поются два канона Октоиха и один Лукиану авторства Феофана четвёртого гласа; после третье песни – седален Лукиану. Согласно афоно-италийским редакциям Студийского устава – «Мессинскому Типикону» 1131 г. и «Типикону Георгия Мтацминдели» середины XI в. – в день памяти Лукиана 15 октября назначается рядовая служба, без особого статуса торжественности. В древнейших сохранившихся редакциях Иерусалимского устава (например, XII–XIII вв.) память Лукиана отмечается 15 октября, назначается служба с пением на утрене «Аллилуия». Согласно первопечатному греческому «Типикону» 1545 г., в день памяти Лукиана 15 октября соединяются служба Октоиха и Лукиану (детали не указаны). В первопечатном московском «Типиконе» 1610 г. 15 октября отмечается память Лукиана и преподобного Евфимия Нового Фессалоникийского; богослужение совершается по типу «служба двум святым без знака»; Лукиану назначается отпустительный тропарь четвёртого гласа, кондак четвёртого гласа, канон четвёртого гласа, цикл стихир-подобнов, седален. Такие же набор песнопений и устав службы 15 октября содержатся в московском «Типиконе» 1633 г. В пореформенном издании «Типикона» 1682 г., лежащем в основе современного русского «Типикона», указаны иной отпустительный тропарь Лукиану четвёртого гласа, иной кондак второго гласа; в остальном набор песнопений Лукиану остался тот же, что и в предшествующих изданиях. Последование Лукиану, содержащееся в современных русских и греческих богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь четвёртого гласа, иной отпустительный тропарь четвёртого гласа, кондак второго гласа, иной кондак четвёртого гласа; канон авторства гимнографа Феофана (в русской Минее автором указан Иосиф) с акростихом четвёртого гласа, ирмос; цикл стихир-подобнов; седален; светилен (только в греческом тексте). По рукописям исследователям известны песнопения Лукиану, не вошедшие в современные богослужебные книги: кондак второго гласа (возможно, составленный Романом Сладкопевцем) «Чудес многих получивший силу...»» с икосом, иной кондак четвёртого гласа «Мучеников воссиял...» с икосом; две самогласные стихиры, два цикла стихир-подобнов; два седальна, светилен.



 
PR-CY.ru